Рассматривая проблемы современного школьного образования в России, поневоле хочется применить к ним слегка поправленную знаменитую строку великого русского классика Александра Пушкина – «Мы все учились понемногу много-много, Чему-нибудь и как-нибудь».
Действительно, к современной школе очень трудно применить оценку «понемногу» – 660 учебных часов за учебный год в 1-м классе, по 884 часа – во 2-4 классах, от 1120 до 1260 часов – в 5-9 классах, по 1295 часов – в 10-11-х – эти показатели образовательных организаций с углубленным изучением отдельных предметов говорят сами за себя. А вот на счёт «чему-нибудь и как-нибудь» – этот вопрос, похоже, стал для нашей страны весьма актуальным!
Активная дискуссия в российском сообществе, вопросы родителей к Уполномоченному по правам ребёнка подтолкнули нас к созданию новой рубрики на сайте, где мы намерены обсуждать проблемы школьного и дошкольного образования, выслушивать мнения специалистов и родителей об учебных программах и школьных планах. В 2013 году в адрес Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области И.Р. Морокова поступило более сотни обращений родителей о конфликтах их детей в школах, и, разбираясь в них, мы приходим к выводу, что причиной большинства из них стал стресс, получаемый школьниками из-за чрезвычайно высоких учебных нагрузок.
Никто не будет возражать тому, что дети должны получить хороший набор знаний, но у каждого дара бывает своя цена. И ценой глубоких и насыщенных знаний у ребёнка может быть его здоровье – физическое, психическое, нравственное и т.д. Безусловно, эта цена слишком высока, поэтому школьное образование должно быть сбалансировано, т.е. содержать реально необходимые ему в будущем знания, причём – знания, которые ему необходимо получить именно на этом этапе, которые ему позволят усваивать дальше новые, но уже на более высоком уровне, в вузах.
Надеемся, что материалы этой странички будут востребованы не только основной категорией наших читателей – родителями дошколят и школьников, но и специалистами, работающими в образовательной сфере и в здравоохранении.
Из серии «Покушаемся на святое»
Многочисленные авторские учебные программы, десятки рекомендованных и не имеющих рекомендации учебников по одним и тем же учебным предметам – всё это результаты многолетней реформы российского общего образования, в которой во главу угла поставлена вариативность, т.е. обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образовательного процесса.
2015.05.17 Российская газета.
Андрей Максимов (писатель, телеведущий).
Те, для кого май - время праздников, те - взрослые. Те, для кого май - время экзаменов и нервов, те старшеклассники и их родители. Время последних звонков и первых ЕГЭ - время подводить итоги.
На информационных просторах встретилась статья, в которой рассказывается о том, что в воскресных школах при храмах Русской православной церкви открылись особые классы, в которых ведётся (внимание!) бесплатная подготовка к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и Государственной итоговой аттестации (ГИА) для детей из малообеспеченных семей. В данном случае коллективу воскресных школ и тем представителям РПЦ, которые такую идею воплотили в реальность, нужно выразить особую благодарность, если подготовка ведётся в научном ключе. В то же время сама эта статья, а вышла она в газете «Известия», говорит о том, насколько же ЕГЭ погряз во всевозможных коррупционных и квазикоррупционных схемах. Получается, что вне воскресных школ Русской православной церкви получить бесплатную помощь для подготовки к сдаче итоговых экзаменов либо крайне сложно, либо нереально вовсе. И ведь это, как ни прискорбно, действительно так.
2015.04.06 Газета ВЗГЛЯД. Юрий Зайнашев.
Бурные споры вызвало требование вице-премьера Ольги Голодец уплотнить школьные программы. Многие решили, что количество уроков и нагрузка на школьников теперь существенно возрастут. «Маразм крепчал», – негодует блогосфера. «За всю историю российского образования не было такого прорывного проекта», – возражают эксперты, уверяя, что после «уплотнения» учиться станет интереснее.
2015.04.01 E1.RU, Татьяна Владимирова.
Накануне сезона отпусков, "больших" школьных каникул и построения планов на следующий учебный год E1.RU встретился с главным детским неврологом Екатеринбурга, кандидатом медицинских наук, заместителем главного врача ДГКБ N 9 по науке Алексеем Валентиновичем Сулимовым.
В Российском государстве происходят эпохальные политические, социокультурные, духовные и экономические изменения. В обществе произошла смена определенной единой монопольной идеологии на неопределенные плюралистические свободно избираемые идеологии. Возросла социальная, духовная и экономическая дифференциация общества. Индивидуальные цели жизни личности начали признаваться обществом, как не менее значимые, чем коллективные и общественные цели. Все это не могло не повлиять на образовательную политику страны, точнее образовательная политика способствует формированию нового образа мышления.
Одной из ключевых задач Уполномоченного по правам ребёнка, в соответствии с п.3 ст. 14 Закона Свердловской области от 15 июля 2010 г. №57-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Свердловской области», является выявление случаев массовых или грубых нарушений прав и законных интересов детей и подготовка специальных докладов, в которых предлагаются меры по восстановлению нарушенных прав детей и по предотвращению их повторения.
Из серии «Покушаемся на святое».
Вот что ученикам 3-го класса заставляют заучивать наизусть:
Для исполнения требований федерального законодательства по проведению Единого государственного экзамена Свердловской области придется в 2015 году выделить 200 млн рублей. Деньги налогоплательщиков пойдут на увеличение количества аудиторий с онлайн-наблюдением, оснащение пунктов оборудованием для проведения устной части по иностранным языкам, приобретение металлодетекторов и принтеров для распечатки экзаменационных материалов прямо в аудиториях, а также на обеспечение безопасности регионального центра обработки информации. И всё это происходит в условиях применения санкций к России и экономического кризиса, который отразился на бюджетах всех субъектов Российской Федерации.
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». Современная действительность такова, что различные экзаменационные испытания человеку случается выдерживать в течение всей своей жизни – это условие профессиональной состоятельности и успешной карьеры. Правильный психологический настрой немаловажный фактор успеха, однако он предполагает наличие у человека определенных умений.
Уполномоченный
по правам ребенка
в Свердловской области
Мóроков
Игорь
Рудольфович
В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей