В наступившем третьем тысячелетии, в эпоху постмодернизма и технократии, резко возросла неопределённость человеческой жизни, иррационализм, отрицание норм и традиций. Как это ни странно, но главной ценностью этого времени становится отсутствие каких-либо ценностей. Однако человек при этом чувствует себя потерянным, он постоянно ищет опору во времени, пытается ощутить себя частью истории. Задумываясь о будущем, он всё чаще обращается к своему прошлому. В связи с этим всё более возрастает актуальность исследования традиционных форм повседневной народной культуры.
Сегодня воспитание подрастающего поколения основывается, в основном, на программах образовательных учреждений, а не на нравственных устоях семьи и традиций народа. Опыт и знания, приобретаемые сотнями и тысячами людей в труде и общественной жизни, закреплялись в словесных правилах, которые передавались устно от человека к человеку посредством сказок, в которых заключалась нехитрая житейская мудрость. Поэтому сказка выступала инструментом социализации. Слушая сказку, ребёнок постигал окружающий мир, взаимоотношения людей, учился преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра и справедливости.
На фактах и примерах, языком художественных образов сказка учит жизни, определенно, без всяких оговорок, показывает и хорошее, и плохое. Это свойство делает народную сказку ценным орудием воспитания, которые требуют предельной конкретности и ясности.
Поучение есть и в других жанрах детской литературы, но преподнести мораль так, чтобы она влияла на ребёнка, а не звучала навязчиво, нарочито, удаётся только в сказках. Моральные качества, которые нужно стремиться воспитать в детях: правдивость, смелость, честность, умение преодолевать трудности – присущи героям сказок. В русской народной сказке, также как и в сказках других народов России, в основе её морали, заложено здоровое начало и с этой позиции поведение её героев приобретает правильную целеустремленность. Истина, заключающаяся во многих народных сказках, волнует и трогает слушателя, потому что сказка преподносит, обличённую в художественную форму, жизненную правду. В этом её большая убедительность.
Сказка влияет на развитие эмоциональных качеств ребёнка, а те, в свою очередь, на формирование правильных нравственных качеств ребёнка. Данные современной психологии говорят о том, что впечатления детства долго сохраняются и, часто на всю жизнь, определяют поведение и настроенность человека.
В реалиях современного времени народная сказка – основной источник передачи жизненного опыта от взрослого к ребёнку, категорий доброты и взаимопомощи, остаётся невостребованной. Культурно-преемственная связь между поколениями утрачивается и вследствие этого дети, предоставленные самим себе, растут на зарубежных видеопрограммах. Культурно-историческая память постепенно уходит в забвение, поэтому внимание общества должно быть сосредоточено на приобщении подрастающего поколения к русскому фольклору на основе традиций и новаций.
В последнее время зарождается новое направление в психологической практике – сказкотерапия, позволяющее работать с детьми и взрослыми через сказку. Сказка обращает людей к истокам, через которые они переосмысливают свои поступки и находят верное решение.
Сказка – это не только решение неизведанных проблем для детей и огромный потенциал для их нравственного роста, но также и бытовая энциклопедия для взрослых, где они могут найти ответы на очень сложные вопросы, которые порой ставит нам жизнь. Ведь не зря классик сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк ….».
К сожалению, в современной педагогической системе на реализацию принципа народности отводится мало времени и профессиональных усилий. Этому способствуют и неэффективные попытки педагогов решить выделенную проблему. Это не означает отсутствие желания у педагогов. Решение проблемы сдерживается отсутствием единой концепции её решения в педагогической теории и неразработанностью методики реализации принципа народности.
Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоничном единстве.
Посредством народного эпоса в подрастающем поколении можно воспитать:
Именно поэтому для гармоничного развития и роста личности подрастающего поколения, расширения творческого потенциала возникает актуальность возрождения данного направления воспитательной работы, как эффективного средства передачи положительного опыта прошлого поколения посредством сказок. Именно поэтому взрослые, которым не безразлично будущее своего ребёнка, должны рассказывать или читать ему сказки, пока он маленький, а позже именно на сказках прививать ему любовь и тягу к чтению книг!
Игорь Мороков
Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области
о проекте «Подари ребёнку сказку»
Есть страны, в которых снеговики запрещены законом. Дед Мороз – предприниматель, который управляет целой сетью ЗАО и борется с конкурентами. Читайте эти и другие факты о Новом годе, которых вы, скорее всего, не знали.
Уважаемые гости сайта!
Мы уже публиковали ранее замечательные стихи Александра Бехтерева. Сегодня, с разрешения автора, мы предлагаем вам возможность еще раз окунуться в волшебный мир детских стихов:
Для речевых игр не нужны вспомогательные средства, и при этом они помогают скоротать время в долгой дороге или длинной очереди. А еще – это отличная подготовка к школе: большинство словесных игр развивают речь и воображение, тренируют память и внимание.
В детстве все, наверно, устраивали театр теней. Простую собачку может изобразить каждый, а вот чтобы показать других животных, нужно попотеть – иногда сложить пальцы должным образом не так-то просто. Показываем, как правильно изобразить разных животных, а также предлагаем пофантазировать вместе с детьми и добавить в игру бумажные элементы, например, рога лося и оленя, панцирь черепахи или улитки.
Что делать, когда после трудного дня без сил лежишь на диване, а ребёнок требует: «Поиграй со мной!»? Например, в пятницу вечером. Предлагаем 7 вариантов.
Эти короткие новогодние стихи для самых маленьких пригодятся родителям и воспитателям в преддверии новогодних праздников. Стишки простые и понятные, легко запоминаются даже самыми маленькими детками 2-3 лет.
Малыш может помочь вытереть пыль, сходить с вами за покупками и даже очистить чеснок, но все же есть и такие домашние дела, когда присутствие ребёнка невозможно и даже опасно для жизни. Например, мыть окна лучше без ребёнка. Можно на это время посадить малыша за стол и вручить карандаш — пусть рисует. Но вчера тоже рисовал и позавчера... Чем же еще занять малыша на какое-то время, чтобы и польза была и стирке (готовке, уборке) не мешал?
Как узнать, что чувствует и думает ребёнок?
Большое количество информации о ребёнке мы получаем, наблюдая за ним, его игрой, общением, поведением. Однако нередко за кадром остается самое важное — внутренний мир.
Какой ребенок не мечтает о собственном кухонном уголке, где можно готовить завтраки, обеды и ужины для родителей, гостей и, конечно, для любимых игрушек? Такой подарок можно сделать детям своими руками. Художник и мама двоих детей Людмила Финк подготовила для пользователей проекта «Дети Mail.Ru» подробную инструкцию с фото, схемами и наглядным видео (листайте до конца!).
Что такое сказкотерапия?
Для начала давайте разберёмся, что же означает понятие «сказкотерапия». Сказкотерапия – это течение в психотерапии, которое представляет собой психотерапевтическое воздействие на человека с целью коррекции поведенческих реакций, проработки страхов и фобий. Методы сказкотерапии с успехом используются психотерапевтами для пациентов разных возрастов.
Уполномоченный
по правам ребенка
в Свердловской области
Мóроков
Игорь
Рудольфович
В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей