29.10.2020 версия для печати

За что их прозвали Великими. Что мы знаем о Александре III?

Если присмотреться к тем былым правителям, кого сегодня называют «великими», то можно сильно удивиться! Оказывается, что самые «великие» – те, кто больше всех навредил русскому народу! И нам всё это внушают с раннего детства...

Для любого здравомыслящего человека уже давно не секрет, что мы проживаем в мире, который кто-то устроил не для людей, вернее, не для всех людей; в котором подавляющее большинство живёт по правилам мизерного меньшинства, причём мир – крайне враждебен, а правила нацелены на уничтожение большинства. Как такое могло случиться? Как хлипенький Давид ухитрился взгромоздиться на шею огромному Голиафу и погонять его, беззаботно свесив ноги? Хитростью, да обманом, в основном. Одним из способов, которым большинство заставили подчиняться меньшинству – это фальсификация прошлого. Об этом откровенно высказывался очень умный, но дьявольски жестокий Римский Папа:

«Поэтому, чтобы подчинять мирно, я использую очень простой и надёжный способ – я уничтожаю их прошлое... Ибо без прошлого человек уязвим... Он теряет свои родовые корни, если у него нет прошлого. И именно тогда, растерянный и незащищённый, он становится “чистым полотном”, на котором я могу писать любую историю!.. И поверите ли, дорогая Изидора, люди этому только радуются... так как, повторяю, они не могут жить без прошлого (даже если сами себе не желают в этом признаваться). И когда такового не имеется, они принимают любое, только бы не “висеть” в неизвестности, которая для них намного страшнее, чем любая чужая, выдуманная “история”…».

Этот способ «мирного подчинения» оказался намного эффективнее подчинения силой. Ибо действует незаметно для подчиняемых, мало-помалу погружая их в ментальный сон, а подчинители не испытывают ненужных неудобств – ручки не марают и мечами не машут. Основное их оружие – перо и чернила. Так они действуют, конечно, уже после того, как всех носителей правды, коих всегда было немного, физически уничтожили, информацию о них извратили, иногда до противоположного, а всё их наследие тщательно, до последнего листочка, собрали и увезли к себе. Что не смогли увезти, без колебаний уничтожали. Вспомним, что были уничтожены Этрусская библиотека в Риме, Александрийская, а библиотека Ивана Грозного бесследно пропала.

После зачистки победители сочиняли свою историю и назначали своих героев. Поскольку живём мы сейчас во враждебной паразитической цивилизации, то и все те, кого она прославляет, кого называет великими, оказали ей какую-то неоценимую услугу, внесли свои пять копеек в дело её становления. Более того, поскольку испокон веков противостояние на Земле шло между паразитической цивилизацией и цивилизацией Русов, то и теперешние герои – герои социальных паразитов, противников Русов. Единственная польза в этом моменте – это то, что отличить того, кто нам совсем не друг, легко. Если какого-то исторического деятеля превозносят до небес, отстраивают ему немереное количество памятников, мемориальных досок и называют его именем улицы, это верный знак, что он сделал Русам какую-то гадость. И чем больше превозносят, тем гадость больше. Это справедливо и в обратном случае – чем больше ругают, тем ругаемая личность чем-то очень не угодила паразитам. Надо разбираться только, чем.

Русского царя, который в своём Манифесте о незыблемости самодержавия от 29 апреля 1881 года возвестил об отходе от либерального курса своего отца, который развязал руки революционному движению, развивавшемуся на иудейские деньги, и выдвинул на первый план «поддержание порядка и власти, наблюдение строжайшей справедливости и экономии. Возвращение к исконным русским началам и обеспечение повсюду русских интересов», Великим никто не называет и памятников-колоссов не ставит. Александр III вообще крайне непопулярен среди русских либерастов, ни современных ему, ни современных нам.

Они создали ему репутацию тугодума, ограниченного человека с заурядными способностями и (о, ужас!) консервативными взглядами. Известный государственный деятель и юрист А.Ф. Кони, вынесший оправдательный приговор террористке Вере Засулич по делу о покушении на градоначальника Санкт-Петербурга генерала Ф. Трепова, прозвал его «бегемотом в эполетах». А министр путей сообщения Российской империи, а позже финансов С.Ю. Витте дал ему такую характеристику: император Александр III был «ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования; по наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний, и тем не менее он своей наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твёрдость, несомненно импонировал». И это считается, что он относился к Александру III с симпатией.


Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве.
Картина И. Репина (1885-1886)

Чем же Александр III заслужил к себе такое отношение?

Именно в его правление Россия сделала гигантский рывок вперёд, вытащив себя из болота либеральных реформ, в которые её завёл Александр II, сам же от них и погибнув. Член террористической партии «Народная воля» бросил бомбу ему под ноги. В стране тогда творилось примерно то же стремительное обнищание народа, та же нестабильность и беспредел, который нам устроили Горбачёв и Ельцин почти век спустя.

Александр III сумел сотворить чудо. В стране началась настоящая техническая революция. Бурными темпами шла индустриализация. Император сумел добиться стабилизации государственных финансов, что позволило начать подготовку к введению золотого рубля, которое было осуществлено уже после его смерти. Он яростно боролся против коррупции и казнокрадства. На государственные посты старался назначать хозяйственников и патриотов, защищавших национальные интересы страны.

Бюджет страны стал профицитным. Тот же Витте вынужден был признать «…император Александр III был хороший хозяин не из-за чувства корысти, а из-за чувства долга. Я не только в царской семье, но и у сановников никогда не встречал того чувства уважения к государственному рублю, к государственной копейке, которым обладал император Александр III. Он каждую копейку русского народа, русского государства берёг, как самый лучший хозяин не мог бы её беречь…». Ужесточение таможенной политики и одновременное поощрение отечественного производителя привели к бурному росту производства. Таможенные обложения иностранных товаров повысились практически вдвое, что привело к существенному росту государственных доходов.

Население России выросло с 71 млн. человек в 1856 году до 122 млн. человек в 1894 году, в том числе городское – с 6 млн. до 16 млн. человек. Выплавка чугуна с I860 по 1895 год увеличилась в 4,5 раза, добыча угля – в 30 раз, нефти – в 754 раза. В стране было построено 28 тыс. вёрст железных дорог, соединивших Москву с основными промышленными и сельскохозяйственными районами и морскими портами (сеть железных дорог в 1881-92 гг. выросла на 47%). В 1891 г. началось строительство стратегически важной Транссибирской магистрали, соединившей Россию с Дальним Востоком. Правительство начало выкупать частные железные дороги, до 60% которых к середине 90-х годов оказалось в руках государства. Число русских речных пароходов возросло с 399 в 1860 году до 2539 в 1895-м, а морских – с 51 до 522. В это время в России закончился промышленный переворот, и машинная индустрия сменила старые мануфактуры. Выросли новые промышленные города (Лодзь, Юзовка, Орехово-Зуево, Ижевск) и целые индустриальные районы (угольно-металлургический в Донбассе, нефтяной в Баку, текстильный в Иванове). Объём внешней торговли, не достигавший в 1850 году и 200 млн. рублей, к 1900 году превысил 1,3 млрд. рублей. К 1895 году внутренний товарооборот вырос в 3,5 раза по сравнению с 1873 годом и достиг 8,2 млрд. рублей («История России с древности до наших дней» / под редакцией М.Н. Зуева, Москва, «Высшая школа», 1998 г.)

Именно в правление императора Александра III Россия ни дня не воевала (кроме завершившегося взятием Кушки в 1885 завоевания Средней Азии) – за это царя назвали «миротворцем». Всё улаживалось исключительно дипломатическими методами, причём, безо всяких оглядок на «европы» или кого-либо ещё. Он считал, что России незачем там искать себе союзников и вмешиваться в европейские дела. Известны его слова, ставшие уже крылатыми: «Во всём мире у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся на нас». Он очень много сделал для укрепления армии и обороноспособности страны и нерушимости её границ. «Отечеству нашему, несомненно, нужна армия сильная и благоустроенная, стоящая на высоте современного развития военного дела, но не для агрессивных целей, а единственно для ограждения целостности и государственной чести России». Так он говорил и так он делал.

Он не вмешивался в дела других стран, но и своей не давал помыкать. Приведу один пример. Спустя год после его восшествия на престол, афганцы, науськиваемые английскими инструкторами, решили откусить кусок территории, принадлежащей России. Приказ царя был лаконичен: «Выгнать и проучить, как следует!», что и было сделано. Посол Британии в Санкт-Петербурге получил предписание выразить протест и потребовать извинений. «Мы этого не сделаем» — сказал император и на депеше английского посла написал резолюцию: «Нечего с ними разговаривать». После этого он наградил начальника пограничного отряда, орденом Св. Георгия 3-й степени. После этого инцидента Александр III сформулировал свою внешнюю политику предельно кратко: «Я не допущу ничьего посягательства на нашу территорию!»

Ещё один конфликт стал назревать с Австро-Венгрией из-за вмешательства России в балканские проблемы. На обеде в Зимнем дворце австрийский посол стал в довольно резкой форме обсуждать балканский вопрос и, разгорячившись, даже намекнул на возможность мобилизации Австрией двух или трёх корпусов. Александр III был невозмутим и делал вид, что не замечает резкого тона посла. Затем он спокойно взял вилку, согнул её петлёй и бросил по направлению к прибору австрийского дипломата и очень спокойно сказал: «Вот что я сделаю с вашими двумя или тремя корпусами»

В частной жизни он держался строгих правил морали, был весьма набожен, отличался бережливостью, скромностью, нетребовательностью к комфорту, досуг проводил в узком семейном и дружеском кругу. Помпезности и показной роскоши на дух не переносил. Вставал в 7 утра, ложился в 3. Одевался он весьма просто. Его, например, часто можно было видеть в солдатских сапогах с заправленными в них штанами, а в домашней обстановке носил вышитую русскую рубаху. Он любил носить военную форму, которую реформировал, взяв за основу русский костюм, чем сделал её простой, удобной в носке и пригонке, дешёвой в производстве и более пригодной для военных действий. Например, пуговицы были заменены крючками, что было удобным не только для подгонки формы, но и был устранён лишний блестящий предмет, могущий в солнечную погоду обратить внимание неприятеля и вызвать его огонь. Исходя из этих соображений, были отменены султаны, блестящие каски и лацканы. Такая прагматичность императора, безусловно, оскорбляла «утончённый вкус» креативной элиты.

Вот как описывает художник А.Н. Бенуа свою встречу с Александром III:

«Меня поразила его «громоздкость», его тяжеловесность и величие. Введенная в самом начале царствования новая военная форма с притязанием на национальный характер, её угрюмая простота и, хуже всего, эти грубые сапожищи с воткнутыми в них штанами возмущали мое художественное чувство. Но вот в натуре обо всём это забывалось, до того самоё лицо государя поражало своей значительностью».

Кроме значительности, император обладал ещё и чувством юмора, причём в ситуациях как бы к нему совсем не располагающих. Так, в каком-то волостном правлении какой-то мужик наплевал на его портрет. Все приговоры об оскорблении Его Величества обязательно доводились до него. Мужика приговорили к шести месяцам тюрьмы. Александр III расхохотался и воскликнул: «Как! Он наплевал на мой портрет, и я же за это буду ещё кормить его шесть месяцев? Вы с ума сошли, господа. Пошлите его к чёртовой матери и скажите, что и я, в свою очередь, плевать на него хотел. И делу конец. Вот ещё невидаль!»

Писательницу М. Цебрикову, горячую сторонницу демократизации России и женской эмансипации, арестовали за открытое письмо Александру III, которое она отпечатала в Женеве и распространяла в России, и в котором, по её словам, «нанесла моральную пощёчину деспотизму». Резолюция царя была немногословной: «Отпустите старую дуру!». Её выслали из Москвы в Вологодскую губернию.

Он был одним из инициаторов создания «Русского исторического общества» и его первым председателем и страстным коллекционером русского искусства. Собранная им обширная коллекция картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур после его смерти была передана в Русский музей, который основал его сын, российский император Николай II в память о своём родителе.

Александр III испытывал стойкую неприязнь к либерализму и интеллигенции. Известны его слова: «Министры наши... не задавались бы несбыточными фантазиями и паршивым либерализмом».

Он расправился с террористической организацией «Народная воля». При Александре III были закрыты многие газеты и журналы, пропагандирующие либеральное «брожение умов», однако все другие периодические издания, способствовавшие процветанию своего отечества, пользовались свободой и поддержкой правительства. К концу царствования Александра III в России выходило около 400 периодических изданий, из которых четверть составляли газеты. Значительно выросло число научных и специальных журналов и составило 804 наименования.

Александр III неуклонно проводил в жизнь своё убеждение, что в России должны господствовать русские. Активно проводилась политика защиты интересов государства и на окраинах Российской империи. Например, была ограничена автономия Финляндии, пользовавшаяся до того времени всеми преимуществами нейтралитета под защитой русской армии и выгодами бескрайнего русского рынка, но упорно отказывавшей русским в равноправии с финнами и шведами. Вся переписка финских властей с русскими должна была теперь вестись на русском языке, русские почтовые марки и рубль получили права хождения в Финляндии. Намечалось также заставить финнов оплачивать содержание армии наравне с населением коренной России и расширить сферу применения русского языка в стране.

Правительство Александра III приняло меры к ограничению ареала проживания евреев «чертой оседлости». В 1891 году им было воспрещено селиться в Москве и Московской губернии, причём было выселено из Москвы около 17 тысяч евреев, живших там на основании закона 1865 года, с 1891 года отменённого для Москвы. Евреям запретили приобретать собственность в сельской местности. В 1887 году специальным циркуляром устанавливалась процентная норма их приёма в университеты (не более 10% в черте оседлости и 2-3% в других губерниях) и вводились ограничения на занятие адвокатурой (их доля в университетах на юридические специальности составляла 70%).

Александр III покровительствовал русской науке. При нём открылся первый университет в Сибири — в Томске, был подготовлен проект создания Русского археологического института в Константинополе, основан знаменитый Исторический музей в Москве, открылся Императорский Институт экспериментальной медицины в Петербурге под руководством И.П. Павлова, технологический институт в Харькове, Горный институт в Екатеринославле, Ветеринарный институт в Варшаве и др. Всего в России к 1894 году было 52 высших учебных заведений.

Отечественная наука рванула вперёд. И.М. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, заложив основы отечественной физиологии, И.П. Павлов разработал теорию об условных рефлексах. И.И. Мечников создал школу микробиологии и организовал первую в России бактериологическую станцию. К.А. Тимирязев стал основоположником отечественной физиологии растений. В.В. Докучаев положил начало научному почвоведению. Виднейший русский математик и механик П.Л. Чебышев, изобрёл стопоходящую машину и арифмометр.

Русский физик А.Г. Столетов открыл первый закон фотоэффекта. В 1881 г. А.Ф. Можайский сконструировал первый в мире самолёт. В 1888 г. механик-самоучка Ф.А. Блинов изобрёл гусеничный трактор. В 1895 г. А.С. Попов продемонстрировал изобретённый им первый в мире радиоприёмник и вскоре добился дальности передачи и приёма уже на расстоянии 150 км. Начинает свои исследования основоположник космонавтики К.Э. Циолковский.

Жаль только, что взлёт продолжался всего 13 лет. Ах, если бы царствование Александра III продлилось бы ещё хотя бы лет 10-20! Но он умер, не дожив даже до 50, в результате болезни почек, которая развилась у него после страшного крушения императорского поезда, случившегося в 1888 году. Крыша вагона-столовой, где находилась царская семья и приближённые, обвалилась, и император удерживал её на своих плечах, пока все не выбрались из-под завала.

Несмотря на внушительный рост (193 см) и солидную комплекцию, богатырский организм царя не выдержал такой нагрузки, и через 6 лет император скончался. По одной из версий (неофициальной, а официальное расследование вёл А.Ф. Кони) крушение поезда было вызвано взрывом бомбы, которую заложил помощник повара, связанный с революционными террористическими организациями. Не смогли они ему простить его стремление неуклонно «…Оберегать чистоту «веры отцов», незыблемость принципа самодержавия и развивать русскую народность…», распространяя ложь, что император умер от безудержного пьянства.

Смерть русского царя потрясла Европу, что удивительно на фоне обычной европейской русофобии. Французский министр иностранных дел Флуранс говорил:

«Александр III был истинным русским Царём, какого до него Россия давно уже не видела. Конечно, все Романовы были преданы интересам и величию своего народа. Но побуждаемые желанием дать своему народу западноевропейскую культуру, они искали идеалов вне России... Император Александр III пожелал, чтобы Россия была Россией, чтобы она, прежде всего, была русскою, и сам он подавал тому лучшие примеры. Он явил собою идеальный тип истинно русского человека».

Даже враждебный России маркиз Сольсбери признавал:

«Александр III много раз спасал Европу от ужасов войны. По его деяниям должны учиться государи Европы, как управлять своими народами».

Он был последним правителем Российского государства, кто на деле заботился о защите и процветании русского народа, но Великим его не называют и непрерывных панегириков, как предыдущим правителям, не поют.

Выдержки из статьи Елены Любимовой "За что их прозвали Великими"

Крушение поезда императора Александра III – история катастрофы

Спустя семь лет после покушения на государя Александра II, Российская империя вновь вздрогнула. Теперь чуть было не оборвалась жизнь императора Александра III. Его поезд потерпел крушение, а и об истинной причине произошедшего историки спорят и сегодня.

Как говорится, ничего не предвещало беды. 17 октября 1888 года семья государя Александра III вместе с многочисленной прислугой возвращалась из Крыма в Санкт-Петербург. Но на линии Курск-Харьков-Азов произошла трагедия. Императорский поезд внезапно сошел с рельс в нескольких десятках километров от Харькова.

17 октября 1888 года произошло трагическое крушение императорского поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге. В результате этого события погибли 22 человека, а царская семья, которая в полном составе ехала в этом поезде, спаслась только чудом. Сегодня мы расскажем, почему произошла эта трагедия и что она повлекла за собой.

Император Александр III любил отдыхать с женой и детьми в Крыму, куда добирался по недавно проложенным железным дорогам. Маршруты, которых было несколько, царь выбирал сам: ехать либо через Харьков, либо через Киев и Брест. С императором, кроме семьи, слуг и приближенных, обычно ездили министр путей сообщения и главный инспектор железных дорог, а также периодически присоединялись к путешествию представители тех железных дорог, по которым император совершал свой путь. Состояние путей и вагонов периодически проверялось, однако не соблюдалось, пожалуй, самое главное правило техники безопасности. Дело в том, что железнодорожные чиновники старались сделать путь императора по железным дорогам как можно быстрее (он и сам этого требовал), поэтому разгоняли тяжеленный царский поезд, который по габаритам больше походил на перегруженный товарный, до скоростей пассажирских составов, которые были несравненно легче по весу.

Сергей Витте

Летом 1888 года царь с семьей отправился на отдых. Путь лежал через Юго-Западную железную дорогу, одним из управляющих которой был инженер Сергей Витте. Ему было поручено сопровождать императора в поездке, а Витте, пораженный тем, с какой скоростью ездит императорский поезд, в свою очередь потребовал от министра путей сообщения снизить скорость на своем участке, что, как ни странно, было сделано. Однако наутро, когда поезд остановился на одной из станций, Сергей Витте увидел, что его все обходят и смотрят весьма настороженно. Вскоре выяснилась причина: Александр III оказался крайне недоволен тем, что по Юго-Западной дороге его состав тащился крайне медленно. В этот момент на перрон вышел сам император и лично высказал Витте свое раздражение. Чуть позже и министр путей сообщения Посьет начал критиковать управляющего: «А на других дорогах ездим же мы с такою скоростью, и никто никогда не осмелился требовать, чтобы государя везли с меньшею скоростью».

На это Витте ему ответил: «Знаете, ваше высокопревосходительство, пускай делают другие, как хотят, а я государю голову ломать не хочу, потому что кончится это тем, что вы таким образом государю голову сломаете».

Как впоследствии оказалось, этот разговор оказался судьбоносным в жизни Витте: император эти слова инженера услышал и запомнил.

В октябре 1888 года царский поезд возвращался из Крыма в Петербург. Вначале было решено ехать по Юго-Западному направлению, но в последний момент было указано свернуть на Курско-Харьково-Азовскую дорогу.

Государь не дрогнул

На прямом участке состав из двух паровозов и пятнадцати пассажирских вагонов развил впечатляющую скорость – более шестидесяти верст в час, хотя по правилам он не должен разгоняться свыше сорока верст в час, что раскачало вагоны поезда, а те, в свою очередь, расшатали пути, не предназначенные для такой скорости. При этом автоматические тормоза у поезда не работали. В 14 часов 14 минут на перегоне Тарановка-Борки императорский поезд сошел с рельсов, и передние вагоны буквально разорвало из-за того, что в них ударили задние – 10 вагонов рухнули на насыпь, а те из них, которые находились посередине, были разрушены полностью. Всего лишь за несколько секунд, казавшийся несокрушимым императорский поезд, превратился в груду обломков.

Сам император, как и его семья в момент находился в вагоне-столовой. После нескольких толчков раздался страшный треск, поезд остановился.

Александр III с семьей

Естественно, выжившие начали тут же искать государя, его жену, детей и свиту. И вскоре их нашли. Никто из царской семьи не пострадал, что удивительно, поскольку вагон-столовая превратился в груду дымящегося железа.

По воспоминаниям очевидцев, когда вагон рухнул, начала падать крыша. И тогда государь, который отличался большой физической силой, встал под нее. Он удерживал крышу на своих плечах до тех пор, пока все выжившие пассажиры вагона не выбрались оттуда. И лишь после этого вышел наружу сам.

Масштабы трагедии впечатляли. Из пятнадцати вагонов уцелела лишь треть, невредимыми оказались и сами паровозы. Основной удар на себя приняли вагоны, в которых расположились придворные. Из двухсот девяноста пассажиров погиб двадцать один человек, еще шестьдесят восемь получили ранения различной степени тяжести. Не пережила крушение поезда и Камчатка – любимая собака государя.

Поскольку прошло не так много лет со дня трагической гибели императора Александра II, первая же версия, из-за которой произошла авария, звучала так: теракт. В народе поговаривали о некой организации, которая хотела уничтожить весь род Романовых. Раз получилось с государем Александром II, получится и с его сыном. К террористической атаке склонялись и многие уцелевшие пассажиры злосчастного поезда. По факту, здравомыслие сохранил лишь государь. Он не стал рубить с плеча и впадать в истерику. Вместо этого Александр III приказал провести тщательное расследование, чтобы выяснить истинную причину катастрофы.

Это сложное и очень важное для всей Российской империи задание получил Анатолий Федорович Кони, человек, который на тот момент являлся председателем Петербургского окружного суда и занимал должность обер-прокурора.

Без права на ошибку

Надо сказать, что Александр III не давил на Анатолия Федоровича, требуя от него найти «правильные» улики. Обер-прокурор получил полную свободу действий, поскольку императору было важно знать правду.

Сложное и щекотливое расследование поручили Кони не просто так. Дело в том, что он к тому времени являлся уже известным юристом. А славу ему принесло сложное дело Веры Засулич, женщины-террористки, которая совершила покушение на градоначальника Петербурга Федора Федоровича Трепова. И хотя все ожидали, что Засулич понесет суровое наказание за свой поступок, именно Кони сумел ее спасти. В высших кругах к Кони относились уважительно. Его считали человеком слова и чести, который, однако при этом, отличался хитростью.

Александр III, конечно, был в курсе дела Веры Засулич. Оправдательный приговор его, как и многих других, не устроил. Но именно работа Кони государя сильно впечатлила. Поэтому, после совещания с министром юстиции Константином Ивановичем Паленом император остановил свой выбор на Анатолии Федоровиче. В их личном разговоре Александр III заявил, что выяснение истинной причины крушения поезда заставит его забыть о деле Засулич. По факту, выбор у Кони отсутствовал. Ему нужно было строить карьеру дальше, а благосклонность государя сыграла бы в этом большую роль. Анатолий Федорович любезно заверил императора, что сумеет разобраться в непростом деле. На том они и разошлись.

Анатолий Федорович Кони

По своему личному усмотрению Кони собрал специальную комиссию, которая взялась за расследование причин трагедии. В нее вошли представители государственной полиции, жандармы, инженеры и механики. Александр III, что называется, держал руку на пульсе и периодически вызывал Анатолия Федоровича для доклада.

И однажды Кони сообщил ему, что после самых разнообразных проверок, которые только можно было провести, он пришел к выводу, что крушение поезда произошло не по вине каких-либо террористов. Государь ответил на это, что даже не сомневался в таких результатах. Кони заявил, что главная причина – изношенные рельсы, которые не смогли выдержать тяжелый императорский поезд. Таким образом, виновником стал министр путей сообщения Константин Николаевич Посьет.

Есть версия, что сразу после аварии, когда Александр III выбрался из разрушенного вагона, его взгляд зацепился за странную шпалу. Присмотревшись, государь понял, что она являлась прогнившей. Это и уверило его в том, что поезд сошел с рельс именно из-за ветхого железнодорожного полотна. Затем кусок этой шпалы он передал и приехавшему на место крушения Посьету. Естественно, министр путей сообщения был в ужасе. Гнилая рельса унесла жизни двух десятков человек и чуть не погубила императора. Соответственно, в ее силах было и поставить крест на всей карьере Константина Николаевича. И есть мнение, что поэтому именно он начал активно продвигать версию с террористической атакой.

Вскоре Кони выступил с официальным докладом. Он заявил, что виновником катастрофы являлся не только Посьет, но и многочисленные чиновники, которые при помощи коррупционных схем, отмывали деньги, выделенные на содержание железнодорожного полотна в надлежащем состоянии.

Вскоре сам Посьет, а также еще несколько человек были отстранены от занимаемых ими должностей. Начался новый этап расследования. Но… по факту, он завершился ничем. Никаких обвинений этим людям не было выдвинуто. Но восстановления в должностях также не последовало.

Истинная причина крушения, которую предпочли скрыть

Есть версия, что Кони вместе с комиссией докопался до истинной причины крушения, вот только ее по личному распоряжению Александра III предпочли скрыть.

Однажды все выжившие собрались в Гатчинском дворце, чтобы почтить память людей, жизни которых унесла железнодорожная катастрофа. И после панихиды государь подошел к Посьету и барону фон Таубе и заявил, что знает правду и больше не считает их виновниками аварии.

Есть сведения, что параллельно с официальным расследованием Кони вел второе, неофициальное, с задействованием сотрудником тайной полиции во главе с генерал-адъютантом Петром Александровичем Черевиным. И вот Черевин выяснил, что крушение произошло не из-за «гнилых рельс», а из-за взрыва бомбы. Он установил, что ее в один из вагонов заложил молодой помощник повара. В момент взрыва его в поезде не было, поскольку он незаметно сошел с него во время остановки. Поначалу никто не обратил внимания на его отсутствие, парня посчитали погибшим. Но и среди трупов помощника повара также не нашли. Фамилия этого «поваренка», к сожалению, засекречена. Однако, известно, что он при помощи революционных организаций в скором времени оказался в Париже. Об этом удалось узнать благодаря документам генерала Николая Дмитриевича Селиверстова. Николай Дмитриевич возглавлял во Франции Политическое отделение Министерства внутренних дел. Что же касается террориста, то его дни были сочтены. Он погиб в Париже при невыясненных обстоятельствах.

Из-за политических причин Александр III приказал засекретить результаты расследования Черевина. И официальной версией крушения поезда стали именно гнилые рельсы. Но все равно вытравить мысли и догадки о теракте не получилось. О нем писали и российские газеты, и европейские. Но государь до конца своих дней не признавал эту версию, по крайней мере, официально.

Храм, построенный недалеко от места крушения

В том месте, где произошла катастрофа, был возведен Спасо-Святогорский монастырь и храм Христа Спасителя Преславного Преображения. А в память о трагедии по всей стране было построено свыше сотни храмов, более трехсот часовен и семнадцать колоколен. Но почти все они были уничтожены при советской власти. И лишь недавно, осенью 2013 года, у места крушения поезда появился бюст государя Александра III.

Россия восприняла спасение императорской семьи как чудо. По всей стране проводились благодарственные богослужения, а в Москве и Петербурге императора встречали флагами, демонстрациями, молебнами и пением гимна "Боже, царя храни!". На месте крушения поезда были построены несколько храмов и часовен, а в некоторых губерниях отливались памятные колокола, закладывались памятные церкви, писались иконы.

Источник

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел