19.03.2020 напечатать

Башлык. Не блюдо, а униформа

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, понятие «башлык» имеет турецкие корни и обозначает «головной покров в виде большого колпака из сукна для защиты от ненастья». Согласно другой версии, «башлык» относится не непосредственно к турецкому языку, а скорее к тюркскому. И название это — производное от слова «баш», т.е. голова.

Первые упоминания о башлыках относятся к началу 16-го века. Так, о традиции дарить башлык пишет полководец, писатель и правитель Империи Моголов Захир-ад-дин Мухаммад Бабур. Однако, согласно авторам 18-го века, путешествовавшим по Северному Кавказу, повальная мода на башлыки имела место именно тогда.

При этом башлыки завоевали прочные позиции практически у всех народов Кавказа. К примеру, Юлиус фон Клапрот, немецкий путешественник и автор книги «Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг.», указывал в своих трудах, что карачаевские женщины не только изготовляли башлыки своим мужчинам, но и делали их на продажу в Имеретию и Абхазию. Был распространён башлык у кабардинцев и черкесов. А так как головной убор практически у всех горцев считался важнейшим элементом одежды и носил своеобразный ритуальный смысл, то башлыки получили свои правила ношения. К примеру, в отличие от папахи, башлык при входе в дом обязательно снимался, но он тут же аккуратно складывался и становился неприкосновенным для всех, кроме хозяина.

О распространённости башлыков и определённой моде на них можно судить хотя бы по русской литературе. Великий Михаил Лермонтов писал в поэме «Хаджи Абрек»:

Одежда их была богата,
Башлык их шапки покрывал:
В одном узнали Бей-Булата,
Никто другого не узнал.

Как их изготовляли и носили

Башлык чаще всего изготовляли из домотканого сукна из овечьей или верблюжьей шерсти (в зависимости от региона). Его шили из сложенного вдвое куска материи, а сам шов проходил сзади. Передние закруглённые концы башлыка опускались в виде широких и длинных лопастей. Однако покрой и отделка имели, разумеется, ряд различных вариаций в зависимости от фантазии автора. Появилась, к примеру, парадная и даже брачная версия башлыка. Если юноша ехал за невестой, то обычно надевал богато украшенный башлык с галунами и золотым шитьём. А порой невеста, дабы показать свои навыки искусной хозяйки, дарила суженому изящный праздничный башлык.

Когда башлык надевали на шапку, концы оборачивали вокруг шеи, опустив назад. При хорошей погоде башлык висел на плечах, спущенный капюшоном и лопастями назад. Порой башлык носили на плечах, скрестив концы на груди. Чаще всего такой вариант ношения применялся стариками для тепла.

Кроме своего непосредственного функционала, т.е. защиты головы владельца от дождя, ветра, снега и прочих ненастий природы, башлыки применялись как своеобразный шарф. А во время посевных в него насыпали семена. Пастухи переносили в башлыках ягнят и еду. Особое место башлыки получили у абреков. Эти воинственные и опасные асоциальные элементы гор Кавказа с помощью башлыка прятали лица во время своих бандитских рейдов.

Башлыки изящной выделки из белого, чёрного, серого и покрашенного красного сукна тонкой работы с галунами, золотым шитьём и басонными пуговицами (басон – узорная плетёная тесьма) становились дарами знатным гостям. А некоторые башлыки из верблюжьей шерсти особой осетинской и кабардинской отделки преподносили самому государю-императору.

Башлык в Императорской армии

Сейчас, вероятно, мало кто вспомнит фразу капитана Виктора Мышлаевского в исполнении Владимира Басова в фильме «Дни Турбиных»: «А он сослепу не разобрался, что у меня под башлыком погоны…» А кто и вспомнит, то вряд ли будет знать, что означает это слово – башлык, и когда этот самый башлык появился в русской армии. А между прочим, русские войска довольно быстро оценили функциональность этого кавказского предмета одежды.

Первыми, кто начал перенимать практику ношению башлыка, были, разумеется, казаки. Сначала, конечно, башлык носили неофициально, но, учитывая реалии Кавказской войны, большая часть начальства смотрела на это сквозь пальцы. Скорее всего, первые казачьи башлыки появились уже в начале 18-го, а, быть может, ещё в 17-м веке. Более того, к 19 веку уже сложились свои казачьи обычаи ношения башлыка. Так, если башлык перекрещен на груди, значит, казак следует по служебным обязанностям. Если он завязан на груди — казак отслужил срочную службу. Если концы башлыка заброшены за спину — казак свободен на данный момент от службы.


Казачий разъезд

Но лишь в 1862-м году башлык как форменный головной убор появился у донских и терских казаков. Тогда этот головной убор для русских войск шился из верблюжьего сукна желтоватого цвета. Впрочем, встречались и кавказские «бюджетные» варианты из сукна овечьей шерсти.

С 1871-го года башлыки начали вводить в других частях императорских войск, пока они не пришли на флот. К 1892-му году были утверждены два вида башлыка: один офицерский, другой для нижних чинов. При этом, как и всё в войсках, размеры, фасон и материал были строго определены. Так, для нижних чинов башлык шили из верблюжьего сукна. При этом длина по заднему шву капюшона была 43-44,5 см, по переднему — 32-33 см, ширина — до 50 см, длина концов — 122 см, а их ширина у выреза составляла 14-14,5 см, затем, постепенно уменьшаясь, у свободных закруглённых краёв равнялась 3,3-4,4 см. Башлык обшивался и оторачивался нитяной тесьмой по краям и по швам, а также по кругу, в центре которого находилась вершина капюшона.


Офицерский башлык с золотым галуном

Офицерский башлык отличался от башлыка нижних чинов как раз оторочкой. Оторочка производилась не обычной тесьмой, а галуном золотых и серебряных цветов. Правда, края были обшиты гарусной тесьмой под основной цвет капюшона.

Но данный головной убор не был статичен, он развивался: его модернизировали под нужды армии. В 1896-м году у башлыка появилась зимняя подкладка из хлопчатобумажной ваты или верблюжьей шерсти. Это нововведение было только на пользу при резких перепадах температур в горах да и вообще суровом климате Российской империи.

Ношение башлыка в русской императорской армии мало чем отличалось от его ношения горцами. В походном положении башлык носился на плечах поверх шинели, а верхушка капюшона была за спиной. Концы-лопасти были пропущены под погонами и уложены крест-накрест на груди. В непогоду или при понижении температуры капюшон надевали поверх головного убора, а концы служили шарфом.

Мода на башлык

Успешно продемонстрировав себя в качестве униформы в Российской империи, башлык начал свой марш по странам Европы. Правда, по одной из версий, в Европе этот головной убор был известен до официально принятия в качестве униформы в русских войсках, т. к. взаимовыгодной «дружбы» с враждебными России горцами искали многие европейские страны, от Франции до Британии. Так или иначе, но в 1881-м году экспедиционный отряд французских войск, посланный в Тунис, был снабжён башлыками. Считается, что на это решение повлияла практика применения башлыка во время Русско-турецкой войны 1877-78-го годов.

Порой военное обмундирование невольно становилось законодателем моды. Сейчас всё это сместилось в область под названием «милитари». Именно так случилось и с башлыком. Русский бомонд надевал башлык в театр или на бал. Лев Толстой в романе «Анна Каренина» наряжает главную героиню именно в нарядный женский башлык с кисточками. В конце 19-го и начале 20-го века башлык носили ученики гимназий и курсанты. Были и исключительно детские виды башлыков.

Пережив революцию

Постреволюционная действительность, казалось бы, стёрла казачьи традиции и униформу старого времени навсегда. Но в 1936 году снова началось создание казачьих частей. Поэтому приказом наркома обороны СССР №67 от 23 апреля 1936 года башлык был введён в качестве элемента одежды уже советских казаков. Башлык для терских казаков изготовлялся из ткани светло-синего цвета, для кубанских — красного, а для донских — серо-стального цвета. Однако уже в 1941-м году ношение башлыка было снова отменено. Но имелся табельный срок службы этого обмундирования, а потому в некоторых подразделениях башлыки пережили Великую Отечественную войну.


Кубанские казаки в башлыках красного цвета на параде

В 21-м веке, конечно, функциональность башлыка сошла на нет. Но в качестве части традиционного костюма он не только сохранился, но и был документально утверждён. Так, его закрепили в качестве казачьей униформы в указе президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 года «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».

Источник

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Вернуться вверх
Вернуться На главную