А проблема эта касается сложившейся практики оказания дополнительных образовательных услуг в наших школах (далее все типы общеобразовательных организаций для упрощения так и будем называть школами). Сам порядок предоставления этих услуг определяется «Правилами оказания платных образовательных услуг», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706. Внимательно читая этот документ, можно убедиться, что в нём прописано многое, за исключением главного – порядка ценообразования.
Ну, что ж, оно конечно понятно – у нас рыночная экономика, а стало быть, государственные и муниципальные школы могут сами устанавливать расценки на свои дополнительные услуги, тем более – многие из школ автономны, а поэтому стремятся заработать. Получается – рынок есть рынок: не нравятся цены за услуги – иди к другому поставщику!
Интересно, но в этом правительственном документе слово «цена» встречается только один раз, в пункте 19, но зато в каком блестящем словосочетании – "разумная цена" (интересно, в каком нормативном правовом акте РФ установлено – какая цена является разумной, а какая не очень?).
К сожалению, про "разумную цену" забыли напомнить директорам школ, которые устроили самое настоящее не рыночное соревнование в ценах, являясь, по сути, монополистами в стенах своего учреждения. Почему монополисты? Так ведь не встречаются на практике ситуации, чтобы ребёнок учился по основной учебной программе в одной школе, а на дополнительные платные уроки ходил в другую из-за того, что там услуги дешевле. "На сторону" дети ходят только к репетиторам. Мало того, часто администрации школы "стимулируют" родителей к оплате дополнительных занятий для своих детей тем, что формируют в родительской среде подспудное мнение, что в 10-й класс перейдут самые творчески активные дети. А как стать "творчески активным" в глазах администрации, если не заниматься в школе дополнительно?
Для того чтобы проверить, как реально обстоят дела с оказанием платных образовательных услуг в школах Свердловской области специалисты Аппарата Уполномоченного провели выборочный мониторинг информации на эту тему. Выполнить это оказалось не сложно, потому что сейчас большинство школ обзавелось своими сайтами, в которых, как правило, есть рубрика «платные дополнительные услуги».
По идее в этой рубрике должна содержаться следующая информация: перечень платных дополнительных образовательных услуг; утвержденный учебный план; годовой календарный учебный график и расписание занятий платных услуг; калькуляция услуг и порядок их оплаты; образец договора и т.д. Однако обзор сайтов показал, что в полном объёме эти требования выполнятся редко.
Ну, и главное – удивил разброс цен на дополнительные услуги, который оказался весьма ощутимым – от 35 до 250 рублей за учебный час. Естественно, наиболее низкие цены оказались в глубинке, а наиболее высокие – в областном центре. Чтобы не быть голословными, подтвердим конкретными примерами, но без указания номеров школ.
Для начала приведём пример одной уникально скромной для Екатеринбурга школы – родительская плата по большинству услуг составляет 80 рублей за урок. Правда, с дошколятами («Школа развития») ценник взлетает уже до 132 рублей, что в итоге родителю обходится в месяц в 3 168 руб., а за весь курс – более 22 тысяч рублей. А это уже, как говорится, не "по-божески", т.к. во многих екатеринбургских школах курсовая подготовка будущих первоклассников стόит скромнее – в интервале от 12 до 20 тысяч рублей, хотя и эти суммы многим молодым родителям могут оказаться не "по карману". Кстати, в глубинке цены в разы ниже, в чём можно убедится далее.
Что ещё в этом конкретном перечне услуг вызывает недоумение? Обществознание!? Вообще-то преподавание этой учебной дисциплины предусмотрено государственными образовательными стандартами, а этот курс длится в данной школе (плюсуя «Окружающий мир» в начальной школе) 550 часов. Неужели стольких часов не хватает, а поэтому надо собирать деньги с родителей для дотаскивания школьников до приемлемого уровня знаний?! Видимо так, потому что отчёты показывают, что в указанной школе 67% выпускников сдают ЕГЭ по обществознанию, предпочитая его многим другим предметам.
А теперь для сравнения приведём цены в одной из нижнетагильских школ с углубленным изучением отдельных предметов.
Как видно из перечня услуг, самым дорогим учебным предметом является «инженерная графика» – 110 руб./час. Оно и понятно, ведь для будущих танко- и вагоностроителей – это один из важнейших предметов, а поэтому нижнетагильские родители здесь не жалеют денег. Предмет не входит в государственные стандарты для средней школы, а поэтому вполне естественно, что его ввели в перечень дополнительных услуг.
Обратите также внимание и на стоимость подготовительного курса для дошколят – 3 500 рублей, и сравните с приведенным ранее примером – 22 тысячи рублей.
Возвращаясь к вопросу ценообразования, хотим отметить, что в письме Рособрнадзора России N 01-50-377/11-555 от 10 сентября 2013 года, в котором говорится о выявленных нарушениях законодательства РФ об образовании в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, одним из главных замечаний было то, что «реализуемые платные дополнительные образовательные услуги не имеют калькуляции (стоимости)».
Между тем, выборочный обзор сайтов школ Свердловской области показал, что это замечание надзорного органа до сих пор не устранено. Только на сайте одной екатеринбургской школы нам удалось найти калькуляцию предоставляемой ей услуг. Все услуги в этой школе стоят 100 или 110 руб./час.
Любому, мало-мальски сведущему в экономике, понятно, что данные калькуляции явно подогнаны под конечную цену – 100 или 110 рублей, но это можно простить, т.к. цена услуг для Екатеринбурга относительно скромная.
Теперь ещё о некоторых несуразностях ценообразования, наименования и содержания курсов дополнительного обучения.
Приведенный рядом фрагмент перечня платных услуг в одной из школ наглядно демонстрирует наше недоумение.
Во-первых, - почему с 15-летних на курсе «Реформы и реформаторы» берут по 150 рублей за урок, а с их более старших товарищей, 16-летних, уже 250? Да ещё 4 раза в месяц, соответственно – по 600 и 1000 рублей.
Почти то же самое на очень загадочном курсе – «Тайна слова», но там 15-летним учёба обойдется дороже, а для 16-летних та же. С чего бы такая дискриминация?
Во-вторых, - какая "практическая психология" может быть для 7-летних детей? Может быть, мы в чём-то ошибаемся, но обычно такой курс читают HR-менеджерам, предпринимателям или руководителям, желающим "повысить свою психологическую компетентность с целью более эффективного использования кадровых ресурсов". Или этих детей учат практическим приёмам манипулирования родителями с целью выманивания у них карманных денег или для достижения иных целей?
Обратите внимание ещё на один курс для 14-летних – «Машиностроительное черчение». Когда мы увидели курс «Инженерная графика», то его появление в школе было неудивительно и понятно – любому инженерно-техническому работнику необходимы способности к анализу и синтезу пространственных форм, умение воспринимать идеи, заложенные другими разработчиками в чертежно-конструкторскую документацию, а помогает развить такие умения именно инженерная графика. Сам по себе классический курс инженерной графики включает основные разделы начертательной геометрии и черчения и является также основой для дальнейшего изучения специальных графических курсов: компьютерной графики, строительного, горного, топографического черчения и др., что для жителей Урала нужно и важно. А вот зачем нужно в школе преподавать «машиностроительное черчение» – узкоспециализированный предмет, который проходят в техникумах и вузах – это не совсем понятно.
Есть вопросы к названию и содержанию других учебных дополнительных курсов. Было бы неплохо посмотреть конспекты преподавателей и понять, есть ли толк от этих занятий или это просто способ выкачивания денег из заботливых родителей.
Действительно, названия некоторых дополнительных учебных курсов не вызывают ничего, кроме удивления. А ответ на этот закономерный вопрос от представителей органов образования бывает всегда только один – «никто не заставляет родителей записывать детей на дополнительные курсы, а раз они оплачивают – значит, эти курсы востребованы и нужны!».
Так и хочется ответить, что Буратино тоже никто не заставлял закапывать свои пять сольдо на "Поле чудес". Но ведь убедили, сам расстался с деньгами из-за благих намерений.
А то, что это способ получения дополнительных доходов не только для педагогов, непосредственно ведущих дополнительные уроки, демонстрирует фрагмент еще одного официального документа. Убедитесь, какую штатную структуру развернули вокруг дополнительных занятий в одной из школ.
Разве многие из указанного обслуживающего персонала не должны работать в школе по 40 часов в неделю, как это предписывает Трудовой кодекс РФ? Причем большинство занятий проводится в интервале от 11:35 до 15:30. Только небольшая группа занимается плаванием в бассейне в вечернее время. Вот расписание получения дополнительных "образовательных" услуг в этом школьном бассейне.
Кстати, нелепость создания такого дополнительного штатного расписания под дополнительные услуги наиболее ярко заметна на примере работы гардеробщика: первоклассники приходят с утра в школу на обычные уроки, сдав верхнюю одежду в гардероб, после занятий идут заниматься в бассейн, и в конце уходят домой, забрав одежду в гардеробе; получается, что гардеробщик единожды принимает и выдаёт одежду, но эта работа оплачивается дважды – с основного и дополнительного заработка.
И вообще, складывается впечатление, что здесь плавание является оздоровительной услугой, а никак не образовательной. Вот если бы в отчётах этой школы было написано, что "в результате посещения бассейна и дополнительных занятий с детьми столько-то % из них научились плавать, а столько-то % освоили такие-то и такие-то стили плавания", то эту услугу можно было бы считать образовательной.
И, наверное, в дневное учебное время школьный бассейн должен использоваться учениками школы бесплатно в рамках соответствующей учебной программы, а педагоги должны развивать у детей различные навыки в воде, как видно в следующем примере.
А теперь ответьте себе, можно ли реализовать такую учебную программу по плаванию, если весь день школьный бассейн занят детьми, которые в нём плещутся в рамках "получения дополнительных образовательных услуг"? Очевидно, что нет! Получается, что когда-то за бюджетные деньги при школе построили недешёвый бассейн, для того чтобы наши детки уверенно чувствовали себя в воде и развивались физически, а сейчас на этом муниципальном имуществе кто-то попросту делает себе дополнительный заработок!
Завершая данную тему, необходимо подвести некоторые итоги.
Конечно, дополнительные образовательные услуги нашим детям нужны, и есть очень полезные и толковые учебные курсы – в этом можно убедиться, знакомясь даже с продемонстрированными выше перечнями услуг. Но в этой сфере образовательной деятельности должны быть система и порядок:
- во-первых, - все дополнительные образовательные программы должны быть лицензированы, а та анархия, которая проявляется сейчас в результате получения автономности образовательными организациями, должна быть ликвидирована;
- во-вторых, - нужно устранить дублирование в дополнительных услугах основных учебных программ, реализация которых гарантирована государственными образовательными стандартами, а то в некоторых случаях эти услуги превращаются в банальное натаскивание школьников на сдачу ОГЭ или ЕГЭ;
- в-третьих, - необходимо навести порядок в ценообразовании дополнительных услуг, т.е. у всех школ должны быть калькуляции, в которые заложены только экономические обоснованные затраты на оказание услуг, и эти калькуляции должны проверяться вышестоящими органами.
Среднее образование должно быть государственным, а не автономным! |
И последний вопрос – почему этой темой занялся Уполномоченный по правам ребёнка и специалисты его Аппарата? Причины две: первая – такое состояние в сфере оказания платных услуг нередко вызывает конфликты в школьной среде, т.к. в классах появляются "изгои", у родителей которых нет денег на дополнительные расходы; вторая – часть семей, стараясь дать своему ребёнку максимальный пакет знаний и умений, из последних сил тянет дополнительные расходы, а это отражается и на качестве питания ребёнка в семье, и на качестве приобретаемой для него одежды, а следовательно, несёт угрозу его здоровью, физическому и психическому развитию.
Кроме того, у родителей школьников часто возникают материальные проблемы и не только в вопросах оплаты дополнительного образования. В качестве примера публикуем копию одного документа, недавно присланного родителями одной из школ Екатеринбурга.
Уверены, что директор этой школы также заявит, что "он тут не причём – это инициатива родительского комитета" (кстати, в этой школе 880 учеников, планировали собрать 440 тысяч рублей – много это или мало для ремонта школьной раздевалки – вопрос к специалистам).
Редакционная статья