Приглашаем вас – представителей общественности – принять участие в подготовке Резолюции конференции. Свои мысли и пожелания вы можете или направлять на эл. почтовый ящик
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
или оставлять в комментариях под текстом проекта Резолюции.
Предложения будут учитываться до 23 ноября 2014 г.
Предложения в проект Резолюции
Всероссийской научно-практической конференции
«Управление рисками,влияющими на уровень социальной безопасности детства»
Организаторы: Губернатор Свердловской области, Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области и Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина.
В результате работы Всероссийской научно-практической конференции «Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства», которая проводится в рамках проекта по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы под девизом «Я нужен России!» и проекта политической партии «Единая Россия» – «России нужен каждый ребенок», её участниками были обозначены проблемные вопросы политики детствосбережения и предложены механизмы для реализации управленческих решений, направленных на минимизацию рисков детского неблагополучия.
По итогам обсуждения в рамках рабочих секций и в ходе пленарного заседания
участники Конференции считают необходимым заявить
Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из приоритетных направлений органов государственной и муниципальной власти, институтов гражданского общества и должно носить системный и последовательный характер, корректироваться исходя из задач, которые ставит Президент Российской Федерации.
При этом базовыми документами, определяющими государственную и региональную политику в отношении семьи и детей на ближайшую перспективу, являются Национальная стратегия действий в интересах детей и принятая в соответствии с ней Стратегия действий в интересах детей в Свердловской области.
Однако следует отметить, что по ряду позиций ситуация с реализацией основных положений нормативных актов, да и фактическое состояние дел в сфере обеспечения основных параметров социальной безопасности детства вызывает крайнюю озабоченность и тревогу и требует принятия дополнительных мер со стороны органов, уполномоченных в сфере защиты прав и законных интересов детей.
Во-первых, – это проблемы с должным обеспечением основного права ребёнка – права на охрану его жизни и здоровья. Объективная ситуация говорит о сохраняющихся негативных тенденциях, связанных с гибелью и травмированием детей в чрезвычайных происшествиях, с угрозами здоровью детей при организации школьного питания и из-за ненадлежащего обеспечения физической безопасности в общеобразовательных учреждениях и оздоровительных лагерях.
Во-вторых, – это возросшая в последние годы угроза жизни и здоровью малолетних детей вследствие преступных посягательств взрослых и, в первую очередь, в отношении их половой неприкосновенности. Это и резкий рост подростковой преступности.
В-третьих, – это проблемы в должной работе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые в большей степени касаются деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, являющихся координаторами этой важнейшей работы.
Именно этот орган государство наделило полномочиями по координации и организации работы по профилактике безопасности детства, и сегодня он концентрирует все нити процесса управления рисками социальной безопасности детства.
В-четвертых, – требует тщательного анализа и организации практических мероприятий ситуация в сфере образования. Сегодня отмечается снижение порогового уровня при сдаче ЕГЭ, а это говорит о снижении уровня образования, нарастают проблемы в области социально-психологической устойчивости детей, требует пристального внимание состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ, наблюдается падения морально-нравственных установок подрастающего поколения. Уже и церковь проявила свою озабоченность происходящими процессами в морально-нравственном развитии подрастающего поколения.
В-пятых, – необходимы новые подходы к решению основной проблемы детства – проблемы укрепления семьи. Логика развития российского государства, его упрочения, требует принятия дополнительных мер по укреплению института традиционной семьи и обращения внимания не только на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, но и на детей из семьи группы «норма».
Для того чтобы рождаемость в стране и далее неуклонно шла вверх, необходима поддержка молодых семей, многие из которых не выдерживают трудностей периода семейного становления. Отсутствие собственного жилья, недостаток материальных средств, сложности с устройством детей – это только малый перечень проблем, которые стоят перед многими молодыми семьями
В-шестых, – следует серьёзно задуматься над разработкой комплекса практических мер, направленных на защиту наших детей от той информационной агрессии, которая обрушилась на них в последние годы.
В-седьмых, – обязательно необходимо внести ряд изменений в законодательство, которое должно чётче определить – что такое «семья», в чём заключаются «законные интересы» ребёнка и что такое «жестокое обращение» с детьми? Это не только позволит устранить двусмысленные толкования различных ситуаций в наших семьях, но и снять с повестки проблему «ювенальной юстиции», которая сейчас продолжает будоражить российское общество.
Одним словом современные вызовы требуют адекватного ответа. И не просто ответа, а формирование действенной системы противостояния этим вызовам с созданием эффективной системы управления рисками, влияющими на социальную безопасность детства. Участники семинаров-совещаний предлагают реализовать комплекс по следующим направлениям:
I. Управление социальными рисками в системах образования и здравоохранения
1. В целях обучения родителей мерам по обеспечению комплексной безопасности ребенка при чрезвычайных ситуациях в быту разработать и реализовать на базе образовательных организаций программы «родительского всеобуча» – «Социальная безопасность детства». Содержание данных программ должно быть направлено на создание в образовательных организациях единой системы социально-педагогического и психологического сопровождения образовательного процесса и укомплектование её квалифицированными преподавателями, в том числе путём привлечения специалистов системы высшего профессионального образования, специализированных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления (на договорной основе).
2. Разработать и внедрить систему распределения молодых специалистов, окончивших вуз на бюджетной основе (педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов и социальных работников), в организации образования, при этом сделать условия распределения ясными и привлекательными, а также фиксировать их в договоре, который будет заключать выпускник с исполнительным органом. Учесть при разработке нормативного акта опыт СССР и современный опыт Республики Беларусь.
3. Разработать и принять нормативный правовой акт «О типовом стандарте обеспечения комплексной безопасности образовательной организации». Предусмотреть данным правовым актом основные показатели для проведения ежегодного аудита состояния социально-педагогической и организационно-управленческой работы в сфере обеспечения комплексной безопасности учащихся.
4. Внести изменения в Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в целях введения обязательной диагностики употребления наркотических средств учащимися общеобразовательных организаций, начиная с 5-го класса, при прохождении врача психиатра-нарколога во время медицинских осмотров в учреждениях здравоохранения.
5. Провести в субъектах Российской Федерации количественную оценку потребностей населения в ясельных группах в детских дошкольных учреждениях, и исходя из результатов анализа полученных данных, подготовить предложения по внесению изменений в государственные программы, направленные на развитие системы дошкольных учреждений.
II. Комиссии по делам несовершеннолетних, как системообразующий фактор в управлении рисками социальной безопасности детства
1. В целях усиления координирующей и организующей роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав передать данные органы в ведение субъектов Российской Федерации, там, где они образованы при муниципалитетах, создав соответствующие территориальные (межрайонные) исполнительные органы субъекта Российской Федерации.
2. Для эффективного организационного и методического сопровождения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав создать при высшем исполнительном органе субъекта Российской Федерации отдельное структурное подразделение, на которое возложить реализацию указанных функций. Учесть опыт работы в этом направлении тех субъектов Российской Федерации, где соответствующие органы (структурные подразделения) созданы.
III. Роль института уполномоченных по правам ребёнка в системе управления социальными рисками детства
1. Инициировать разработку единых показателей оценки результатов деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации.
2. Предложить профильному комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть возможность и целесообразность разработки законопроекта по внесению изменений в законодательство о несовершеннолетних в целях:
- ужесточения административной и уголовной ответственности родителей (законных представителей) за неисполнение ими своих обязанностей в отношении детей;
- определения дефиниций: «семья», «законные интересы» ребёнка, «жестокое обращение» с детьми и «угроза жизни и здоровью» ребенка;
- введения принудительного лечения наркозависимых несовершеннолетних;
- внесения изменений в статью 5 федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в целях включения несовершеннолетних потерпевших от преступлений в категорию лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа;
- введения системы оплаты труда психологов и педагогов, привлекаемых для участия в следственных действиях с несовершеннолетними, как с потерпевшими, так и с подозреваемыми в преступлении.
IV. Роль органов социальной защиты в системе управления рисками
1. Использовать при доработке (разработке) соответствующих административных регламентов – проекты стандартов оказания услуг по предотвращению жестокого обращения с детьми, преодолению семейного неблагополучия и социального сиротства, разработанных «Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения» и рекомендованных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 21.02.2014 г. № 12-1/10/В-876).
2. Организовать работу по созданию на базе Центров помощи семье и детям специальных комнат, оборудованных зеркалами Гезелла в целях бесконтактного наблюдения за несовершеннолетним в рамках работы с ним психолога, педагога, следователя и т.д. Учесть опыт работы в этом направлении Тюменской области.
3. Провести антикоррупционную экспертизу положений законодательства об опеке и попечительству на предмет наличия коррупциогенных факторов при реализации норм, регулирующих выдачу разрешений родителям (законным представителям) реализующим жильё и отнесенным к семьям группы риска.
4. Ввести в практику работы с родителями, находящимися в разводе и конфликтующими по вопросу порядка встреч с ребенком, организацию таких встреч на территории учреждений социального обслуживания с привлечением психолога учреждения.
V. Риски, связанные с реализацией программы «Россия без сирот» и механизмы их регулирования
1. В целях повышения эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и преступлений в отношении несовершеннолетних предпринять меры по открытию дополнительных групп дневного пребывания на базе учреждений дополнительного образования.
2. Разработать на базе имеющихся образовательных программ:
- программу для курсов повышения квалификации специалистов, работающих в сфере безопасности детства;
- модели социальной медиации в досудебном урегулировании вопросов, связанных с воспитанием детей.
3. Предусмотреть в рамках комплексных программ субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, мероприятия по профилактике гибели и травмирования детей в чрезвычайных происшествиях.
VI. Роль институтов гражданского общества и семьи в повышении эффективности и стабильности системы управления социальными рисками безопасности детства
1. Признать необходимым участие институтов гражданского общества России в процедуре изъятия ребенка из семьи, в анализе степени социального неблагополучия семьи с детьми и эффективности оказания им помощи со стороны органов социальной защиты, здравоохранения, образования и правоохранительных органов, в решении вопросов семейного устройства детей, проблем реабилитации детей, пострадавших от преступлений
2. Органам государственной и муниципальной власти принять меры по расширению участия российских НКО в системе управления рисками за счет увеличения социального заказа.
3. Государственным и муниципальным органам при планировании работы с несовершеннолетними в целях организации досуга детей, реализации проектов дополнительного образования и формирования базовых семейных ценностей и традиций, реабилитации пострадавших от деятельности деструктивных сект максимально использовать потенциал социально-ориентированных общественных организаций, в том числе религиозных.
VII. Социальная безопасность детства в условиях промышленных агломераций
Предложить финансово-промышленным группам, крупным промышленным предприятиям, реализующих свои инвестиционные проекты на территории субъекта Российской Федерации, внедрять социальные проекты, направленные на повышение демографического потенциала этой территории, на обеспечение наилучших социально-бытовых условий для семей с детьми и на профилактику детского неблагополучия.
Участники Конференции выражают единодушное мнение о том, что её результаты были полезными и актуальными в свете стоящих перед страной задач по реализации государственной политики в сфере детствосбережения.
Участники Конференции призывают органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органы местного самоуправления содействовать реализации тех предложений, которые будут способствовать совершенствованию системы управления рисками социальной безопасности детства.
По решению участников конференции, настоящая резолюция направляется для публикации в профильные печатные и электронные СМИ, а также в заинтересованные органы государственной и муниципальной власти.
комментарии
2)Запретить всем организациям, получающим хоть какую-либо фин.пом иностр. госуд., вмешиваться в семью и заниматься детьми, даже дополнительным образованием, составлением обучающих программ, редактированию учебных программ и учебников.
3)Определить презумпцию прав родителей в воспитании детей до 18 лет.
4)При утрате родителей (по причине смерти)право воспитавать должно переходить кровным родственникам, а при их отказе от воспитания, только тогда может ребенок передаваться в приемную или опекунскую семью.
Поддерживаю предложения к резолюции Вахмяниной С.А и Виноградовой Л.Н
- Прекратить деятельность в Российской Федерации ювенальных судов, работающих в пилотных регионах, как неконституционн ых органов судебной власти;
- дифференцироват ь работу с семьёй в зависимости от категории (семьи в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении);
- внести предложение о том, что главная мера профилактики безнадзорности и социального сиротства – это, прежде всего, поддержка семьи, материальное и нематериальное стимулирование, создание здоровой социальной и информационной среды, создание возможности профессионально й и творческой реализации для родителей и детей;