Парламентарии рассказали не только об актуальности инициативы, но и о том, какие варианты есть у мигрантов, которые хотят отдать своих детей в российские школы. Кроме того, депутаты сообщили ряд нюансов о готовящихся новшествах.
Комментарии
Депутат Госдумы Владимир Иванов:
- Русский язык - государственный язык нашей многонациональной страны. На нем идет преподавание в школе. И если ребенок его не знает, он просто не получит тот объем знаний, который положен программой, а также не дает ему возможности проходить тему "наравне" с другими. И это усложняет процесс обучения для учителя. Ему нужно будет дольше разъяснять ребенку предмет и тему. Второе - невозможность социализации. Мне сложно представить внутренне ощущение малыша, который в школе или в детском саду не понимает, что ему говорит преподаватель или его сверстник.
Родителям детей мигрантов стоит самим учитывать факт переезда в нашу страну. Собрался в Россию - выучи язык сам и сделай все, чтобы впоследствии ребенку тоже было легче войти в "языковую среду". Для этого есть программы Россотрудничества, которые направлены на популяризацию русского языка. Важно желание и ответственное решение за свою семью. Тем более сейчас повсеместно строятся русскоязычные школы в странах ближнего и дальнего зарубежья по линии Россотрудничества.
Вопрос остро стоит не только в школах, но и в детских садах. Как решать проблемы с детскими садами? Здесь надо действовать более аккуратно.
Это как раз языковая среда, которая позволяет социализировать детей и выучить язык.
Депутат Госдумы Сергей Алтухов:
- Законодательные новеллы в части проверки знаний русского языка не касаются граждан России. Хотя думаю, что для дошкольников, выросших в русскоговорящей языковой среде, не составит проблемы поговорить на родном языке перед школой со своими будущими педагогами. Это нормальная практика. Все дошкольники проходят тестирование в образовательных учреждениях на готовность к обучению в школе, в особых случаях - получают заключение психолого-педагогической комиссии.
Дети мигрантов часто детские сады не посещают и пропускают эту образовательную ступень. И для таких детей школа становится серьезным испытанием, как и они - для школы. В таких семьях родители зачастую сами толком не говорят на русском языке и порой откровенно не заинтересованы в обучении своих детей. Поэтому, конечно, нужно создавать условия, чтобы этот пробел мог быть восполнен - на курсах, в учреждениях допобразования. Если они уже стали гражданами России, они должны иметь возможность выучить государственный язык страны, которая приняла их родителей. Но происходить это должно не в ущерб образованию других детей.
Депутат Госдумы Татьяна Дьяконова:
- Законопроект о запрете зачислять детей мигрантов в школы без знания русского языка является продолжением большой законодательной работы по совершенствованию миграционной политики.
Почему важно внести изменения в том числе в сфере образования? Когда в классе появляется один или несколько детей, не владеющих русским языком, учителю приходится тратить много времени и сил на то, чтобы как-то адаптировать их к учебному процессу. Это дополнительная нагрузка на педагогов. Плюс это время, которое они могли бы потратить на то, чтобы двигаться по учебной программе со всеми остальными. Задача - не допустить снижения уровня образования в стране, и данный законопроект как раз этому способствует.
Кроме того, не нужно забывать, что школа - это не только учебный процесс, это еще и общение, это различные форматы воспитательной работы. Важно, чтобы все школьники чувствовали себя комфортно.