Очевидно, что прекратить травлю и нормализовать в полной мере взаимоотношения между детьми действиями только одних родителей жертв или даже привлечением полиции невозможно, травля по форме может перейти в скрытый характер (бойкот, мелкие пакости и т.п.), а поэтому для гарантированного погашения этого негативного процесса необходима слаженная психолого-педагогическая работа со стороны педагогов и родительского сообщества.
Расследование реальных фактов травли детей со стороны одноклассников показало, что во многих случаях эти конфликты тянулись не один учебный год, а в показаниях родителей часто указывалось, что они неоднократно обращались с просьбами о принятии мер и к классным руководителям, и к руководству школ, но не получали адекватной ответной реакции, поэтому ситуация продолжала усугубляться, сказываясь на психическом здоровье детей.
Именно поэтому специалисты Аппарата Уполномоченного решили разработать некую инструкцию для родителей, которая поможет им, как в профилактике, так и в прекращении травли их ребёнка.
1. Первое с чего надо начинать – это всегда самим внимательно присматриваться к поведению своего ребёнка. Дети часто ведут себя скрытно, особенно в подростковом возрасте, нередко им бывает стыдно или боязно признаться родителям в том, что у них появились серьёзные неприятности в общении со сверстниками.
Стыдно? Боязно? Бывает и такое: ребёнок понимает, что сам совершил какой-либо неблаговидный (в глазах сверстников) поступок, который стал триггером для одноклассников в организации бойкота или травли, поэтому он скрывает от родителей происходящее, только усугубляя сложившуюся ситуацию.
Признаки, которые могут указывать на то, что ребёнок стал жертвой травли в школе:
- отсутствие у него желания посещать школу, поэтому он начинает хуже учиться и терять интерес к учебе;
- он становится более замкнутым и необщительным, сокращается круг его общения со сверстниками, исчезают друзья;
- он начинает проявлять признаки депрессии, такие как грусть, безразличие, потеря интереса к жизни;
- он становится более раздражительным и агрессивным, начинает испытывать проблемы со сном или аппетитом;
- он начинает получать травмы или ссадины, которые не могут быть толком им объяснены;
- соматические проявления, т.е. появление проблем со здоровьем.
Любой из этих признаков может указывать на то, что, возможно, ваш ребенок стал объектом травли в школе.
2. Второй этап – необходимо вызвать ребёнка на откровенный разговор, ведь появление каких-либо из вышеуказанных признаков может быть вызвано не травлей в школе, а другими причинами, например: шантажом в социальных сетях, вымогательством со стороны местных хулиганов или просто переживаниями из-за трудностей в учёбе. Нужно чётко диагностировать причины появления таких признаков. Но поскольку данный материал посвящён травле в школе, то дальнейший алгоритм действий родителей будет касаться только его.
При разговоре с вами у ребёнка не должно быть сомнений, что ему верят, что он может вам полностью доверять, что с ним согласятся, что это не его вина. Даже если причиной травли стал неблаговидный поступок или поведение вашего ребёнка, он всё равно нуждается в поддержке. Скажите ему, что вы сделаете всё, чтобы защитить его. В любом случае необходимо разобраться в причинах возникновения травли и попробовать понять, сможет ли ребёнок самостоятельно (но, конечно же, с помощью ваших советов) "разрулить" эту проблему, восстановив без унижений добрые отношения с одноклассниками.
Можно, конечно, попытаться переговорить по этому поводу с родителями детей-агрессоров, т.е. заводил и активных участников травли, но практика показывает, что в большинстве случаев это бесполезно. Даже тогда, когда эти родители проявят понимание и сочувствие, то шансы на восстановление добрых отношений между детьми все равно невелики.
Так что, если перспектив мирного восстановления добрых отношений не наблюдается, то необходимо переходить к следующему этапу.
3. Третий этап – подключение к решению проблемы классного руководителя.
Для начала необходимо сообщить о возникшей проблеме классному руководителю. Обязательно при личной встрече, не по телефону. Это позволит вам наблюдать реакцию педагога на полученную информацию. Что греха таить, педагогическое сообщество, как и любое другое, отражает срез общества: среди педагогов есть и высокопрофессиональные неравнодушные люди, и безразличные к чужим проблемам эгоисты, и просто неопытные или слабоподготовленные молодые специалисты. Именно реакция классного руководителя подскажет ваши дальнейшие действия.
Если вы почувствуете и в дальнейшем увидите искреннюю реакцию педагога и дальнейшие его реальные и профессиональные действия, то вам надо набраться терпения и ожидать постепенного восстановления нормальных детских взаимоотношений. Нужно понимать, что моментально такое произойти не может, но этот процесс нужно мониторить, регулярно узнавая у ребёнка, как обстоят дела.
В случае, если вы убедились, что классный руководитель проигнорировал ваше обращение, отнёсся халатно или подошёл к решению проблемы исключительно формально, а травля ребёнка продолжается, пусть и в какой-то изменённой форме, то вам необходимо обратится к руководству образовательной организации.
4. Четвертый этап – подключение к решению проблемы администрации образовательной организации. На этом этапе необходимо самим проявить формализм – написать заявление на имя директора образовательной организации, описав в нём ситуацию, с просьбой разобраться и принять участие в ее разрешении. Письменное заявление можно зарегистрировать в приёмной директора, либо отправить электронной почтой на соответствующий адрес (практически на всех официальных сайтах образовательных организаций есть адрес электронной почты директора).
Согласно действующему законодательству администрация образовательной организации обязана в 3-хдневный срок зарегистрировать ваше обращение, а в 30-дневный – дать официальный ответ о принятых мерах. А инструментарий для погашения конфликтов между учащимися у администраций образовательных организаций имеется широкий: от привлечения на начальном этапе для рассмотрения причин конфликта и примирения участников школьного психолога или социального педагога, до вызова участников травли и их родителей на заседание педагогического совета или подключения к решению проблемы территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В случае, если в результате конфликта вашему ребёнку нанесли физические травмы (даже легкие), необходимо обязательно засвидетельствовать их в травмпункте и обратиться в правоохранительные органы.
Если вы посчитали, что по каким-то причинам сотрудники образовательной организации игнорируют факты травли и нанесения вреда ребенку или пытаются замять вопиющие их проявления, необходимо обратиться в территориальное управление образованием, в прокуратуру или к региональному Уполномоченному по правам ребёнка с целью проведения проверки действий участников травли, сотрудников и администрации образовательной организации.
Безусловно, до последнего лучше не доводить, сохраняя спокойное эмоциональное состояние, поскольку обвинения коллективу образовательной организации могут оказаться поспешными, сделанными сгоряча. Педагогический труд нелегок, а в ситуациях со школьной травлей, он усложняется тем, что работать приходится не только с детьми-агрессорами, но и с их родителями, которые иногда оказываются даже более педагогически запущенными, чем их дети.