Вход в профессию
Новые нормы внесла группа депутатов и сенаторов, в том числе вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова, глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, председатель Комитета по науке и образованию Сергей Кабышев. Они отметили, что сейчас устроиться на работу в образовательные организации могут только студенты выпускных курсов высших учебных заведений. У учащихся колледжей такой возможности нет. При этом работа во время учебы, связанная с будущей специальностью, с одной стороны, повышает уровень подготовки выпускника и его конкурентоспособность, а с другой стороны, работодателям такая форма подготовки специалиста дает возможность подбирать кадры, одновременно участвуя в их обучении, сказано в пояснении к законопроекту.
«В результате молодые люди будут выпускаться из колледжа уже с трудовой книжкой и опытом работы по специальности», — сказала «Парламентской газете» Ольга Казакова. По ее словам, законопроект также позволит активнее использовать институт наставничества: если у молодого специалиста будут вопросы, связанные с работой, он сможет консультироваться у своего преподавателя. «Мы обсуждали этот вопрос со студентами и преподавателями колледжей и пришли к выводу, что новые нормы создадут условия для максимально комфортного вхождения в профессию», — сообщила она.
Новая должность
Также авторы законопроекта хотят разрешить студентам вузов работать лаборантами, техниками и на других должностях учебно-вспомогательного персонала в своем учебном заведении или в научных организациях. Согласно законопроекту, в вузах появится должность «работник сферы научного обслуживания», на которую смогут устроиться студенты. Подробный перечень должностей составит Минобрнауки по согласованию с Минтрудом.
Разработчики инициативы отметили, что большинство студентов сейчас испытывают финансовые сложности, а в вузах и научных организациях не хватает лаборантов и младших научных сотрудников. Документ решит сразу несколько задач. Во-первых, он даст учащимся возможность заработать деньги и набрать трудовой стаж. Во-вторых, работодатели получат более квалифицированных выпускников. Также новые нормы позволят активнее вовлекать молодежь в научно-исследовательскую деятельность.
Колледжи также вправе устраивать студентов и выпускников в свои структурные подразделения, созданные для практической подготовки, опытно-конструкторских работ, научной, творческой деятельности.
В России около 63 процентов девятиклассников поступает в колледжи и после их окончания большинство находит работу, сообщил глава Минпросвещения Сергей Кравцов на заседании президиума Совета законодателей 25 апреля. Он подчеркнул, что уровень занятости выпускников этих учебных заведений с 2019 года вырос с 58 до 76 процентов. На этом не планируют останавливаться: «Дальше будем работать над максимальным трудоустройством студентов». Повысить уровень трудоустройства молодых людей, окончивших колледж, помогает федеральный проект «Профессионалитет», благодаря которому предприятия участвуют в обучении будущих сотрудников. В Минпросвещения уже разработали 347 образовательных программ, по которым готовят специалистов под потребности компаний.