Главная → Пресс-центр → Новости
03.08.2022 версия для печати

Мария Львова-Белова: каждый ребенок должен жить в семье

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова запустила проект по профилактике социального сиротства среди детей в возрасте до 4 лет.

В работе стартовой проектной сессии приняли участие уполномоченные по правам ребенка, представители профильных ведомств и органов власти 12 пилотных регионов проекта, а также лидеры некоммерческих организаций, входящих в коалицию «Семья с рождения», ученые и эксперты.

Обозначая актуальность проблемы, Мария Львова-Белова напомнила о том, что в настоящее время воспитанниками домов ребенка в регионах страны остаются около 6 тысяч детей. Учитывая, что пребывание вне семейной среды в этом возрасте имеет долгосрочные негативные последствия для развития личности, будущее каждого из них находится под угрозой.

«Поэтому я ставлю перед собой цель – добиться в ближайшие годы, чтобы в домах ребенка и вообще за пределами семейных форм воспитания у нас оставалось как можно меньше детей. В идеале – ноль. Нужно, чтобы каждый ребенок жил в семье – желательно кровной, но, если мы понимаем, что это невозможно, тогда нужно найти хорошо подготовленную приемную», – подчеркнула Мария Львова-Белова.

Она также отметила, что такой подход к решению проблемы разделяют и в институтах гражданского общества, и в органах власти, вплоть до высшего руководства страны. Это дает достаточный ресурс для самых глубоких перемен, важно лишь правильно выбрать конкретные пути их достижения.

«На наш взгляд, главным направлением работы должно стать повышение устойчивости российских семей к трудным жизненным ситуациям. Поскольку опыт показывает, что именно тяжелые обстоятельства чаще всего и становятся фактором, провоцирующим крушение семьи, или невозможность выполнения своих родительских обязанностей», – обозначила ключевой приоритет Мария Львова-Белова.

Кроме того, принципиально важным является сохранение кадрового и методического потенциала домов ребенка в системе помощи семьи, при одновременном переформатировании профиля деятельности. По мере освобождения от обязанностей непосредственного содержания детей, эти учреждения могут стать ключевыми участниками работы с семьями, находящимися в сложной жизненной ситуации. Еще одной задачей станет развитие института предварительной опеки, в рамках которой к помощи проблемным семьям будут в первую очередь привлекаться их родные, близкие, друзья семьи.

Согласно обозначенному Марией Львовой-Беловой плану реализации проекта, к весне должен быть завершен его первый этап, по результатам которого будет сформирован итоговый комплекс мер, федеральный и региональные планы работ. А уже ко второму кварталу 2025 года должна быть достигнута стратегическая цель: перевод на семейную форму воспитания абсолютного большинства детей в возрасте до 4 лет.

Научные данные также наглядно демонстрируют преимущества семейных форм пребывания детей в раннем возрасте. Рифкат Мухамедрахимов, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, привел результаты профильных исследований, проведенных в детских учреждениях. Согласно им, критически важное значение имеют отзывчивость персонала, а также стабильность окружения – там, где в постоянном контакте с каждым ребенком находятся один-два специалиста, дети развиваются быстрее и гармоничнее.

Причиной тому – особенности биоповеденческого развития ребенка, которое эволюционно основано на постоянном взаимодействии с матерью или другим близким взрослым, и зависит от качества взаимодействия и семейного окружения, отметил профессор.

Значимость работы по профилактике социального сиротства в раннем возрасте подчеркнула и заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Анастасия Аккуратова.

По ее мнению, достижение поставленных перед проектом целей возможно при параллельной реализации мероприятий в двух направлениях. Первое из них – работа с кровными родителями, направленная на то, чтобы по возможности сохранить пребывание ребенка в семье. Второе – возвращение в семьи детей, которые находятся в домах ребенка уже сейчас.

«Мы понимаем, что большая часть таких детей имеют ограниченные возможности здоровья, в некоторых случаях – серьезные патологии. Поэтому принципиально важно обеспечить со стороны органов опеки и попечительства индивидуальный подход к подбору замещающих семей для них. А также – предусмотреть возможности постоянного сопровождения таких семей и дополнительной материальной поддержки», – резюмировала Анастасия Аккуратова.

Заместитель директора департамента социальной защиты и социального обслуживания Минтруда РФ Лариса Семенова акцентировала важность эффективного межведомственного взаимодействия для развития системы поддержки семьи. В настоящее время Минтруд реализует собственный пилотный проект по оказанию помощи семьям в трудной жизненной ситуации, главный механизм которого – создание на местах «семейных МФЦ», специалисты которых выступают кураторами проблемных семей, оказывающими им необходимую поддержку.

Ольга Чумакова, заместитель директора департамента медицинской помощи детям, службы родовспоможения и общественного здоровья Минздрава РФ, напомнила о том, что усилия ответственных ведомств уже привели за 10 лет к уменьшению более чем в 4 раза числа детей, оставленных матерями в роддомах. Однако, несмотря на очевидные успехи, поле для работы остается по-прежнему широким.

«Сейчас дети-сироты и дети без попечения родителей составляют лишь половину от общего количества детей, содержащихся в подобных учреждениях», – сказала Ольга Чумакова. По ее словам, вторая половина –  это дети, которые находятся в учреждениях по заявлению родителей, и именно здесь находится резерв для снижения социального сиротства.

Представитель коалиции общественных организаций «Семья с рождения», директор благотворительной организации «Российский комитет «Детские деревни SOS» Николай Слабжанин отметил высокую заинтересованность в поддержке проекта. Он напомнил о том, что профильными общественными организациями за последние годы накоплен большой опыт работы по обучению специалистов и волонтеров, созданы современные площадки для стажировки. Вместе с тем, вклад институтов гражданского общества в решение проблем социального сиротства может стать и больше – для этого необходимо обеспечить партнерство между государственными органами и волонтерскими объединениями в каждом из пилотных регионов проекта.

Кроме того, в развитии современных мер поддержки семьи на местах важными драйверами должны стать и коллективы домов ребенка, считает эксперт.

«Наши организации много работают в сельской местности и видят: чтобы меры по защите семьи и ребенка приносили результат, мало просто обеспечить финансирование, нужен еще и доступ к соответствующей инфраструктуре. Например, опыт дистанционной поддержки семьи хорошо работает, но тогда, когда семья может на месте получить как доступ к компьютеру, так и услуги специалиста», – подчеркнул он.

Об основных планируемых мероприятиях по подготовке проекта рассказал его куратор, консультант аппарата Уполномоченного Ростислав Горбовский. Уже в ближайшее время должна пройти пятисторонняя встреча для согласования деталей проекта, участниками которой, помимо работников аппарата, станут представители Минпросвещения, Минтруда, Минздрава и МВД. Затем рабочие материалы будут направлены в регионы для сбора предложений, по итогам анализа которых организаторы планируют провести в Москве проектировочный семинар. Завершит подготовку к запуску проекта цикл выездных установочных встреч в пилотных регионах.

Источник: пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации
по правам ребенка

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Соцопрос

Соцопрос по
"деловой" коррупции

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел