18.03.2013 версия для печати

Предложения в резолюцию Конференции «Современные механизмы защиты прав семей с несовершеннолетними детьми: лучший российский опыт» от Свердловской области

19-20 марта 2013г. в г. Якутске пройдёт Всероссийская конференция «Современные механизмы защиты прав семей с несовершеннолетними детьми: лучший российский опыт», посвященная актуальным проблемам поддержки благополучных и кризисных семей, профилактике социального сиротства, семейного неблагополучия, профессиональной подготовки специалистов в области работы с семьей.

Предлагаем вашему вниманию предложения в резолюцию Конференции от Свердловской области.

 

Опыт работы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области последних 6 лет (с 2006 года) свидетельствует о правильности выбранной регионом модели структурной организации данного процесса.

Во-первых, создана централизованная система с единым координирующим центром, позволяющая принимать управленческие решения обязательные для исполнения всех органов, входящих в данную систему. Это областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Комиссия).

Председателя Комиссии назначает Губернатор Свердловской области и им обычно является первый заместитель Председателя Правительства Свердловской области, курирующий весь социальный блок. Нижестоящими для областной Комиссии являются территориальные Комиссии, которые созданы во всех муниципальных образованиях и образованы в виде территориальных областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области.

Учитывая, что органы опеки и попечительства также являются на сегодня территориальными областными исполнительными органами, это позволяет обеспечивать эффективную координацию всех органов и учреждений системы профилактики.

В качестве ключевого координирующего органа избрана Комиссия (как областная, так и территориальные в муниципалитетах). Правильность данной модели подтверждена практикой и теми изменениями в федеральное законодательство, которые были внесены в 2012 году.

Так, в соответствии с абзацем 4 раздела 1 главы VI Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия), утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 было определено, что координация деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на комиссии по делам несовершеннолетних.

Вслед за принятием данной Стратегии в статью 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ была введена новая новелла, устанавливающая, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В настоящее время с учетом принятой Стратегии, которая определила основные задачи и направления деятельности по обеспечению благополучного и защищенного детства требуются новые подходы в работе системы профилактики.

В целях повышения эффективности работы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в частности деятельности Комиссий, возможно их частичное реформирование путем введения в состав представителей основных конфессий, ряда территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (в первую очередь службы судебных приставов), а также представителей детских и молодежных организаций и движений.

Данная работа в Свердловской области уже начата.

Учитывая вышеизложенное, предлагаем распространить опыт Свердловской области в субъектах Российской Федерации.

Отдельное внимание следует уделять ситуации с усыновлением (передаваемых в патронатные семьи) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увязывая этот процесс с созданием благоприятных финансовых условий для семей, взявших на себя ответственность по воспитанию детей данной категории. При этом необходима оценка влияния финансового фактора на увеличение количества сирот, в том числе социальных, передаваемых из специализированных государственных учреждений в приёмные семьи. Параллельно должны быть выработаны и меры по недопущению коммерциализации процесса. В настоящее время Губернатором Свердловской области внесены на рассмотрение в Законодательное Собрание Свердловской области законопроекты предусматривающие:

  • повышение единовременной выплаты на усыновленного ребенка с 30000 рублей до 50000 рублей;
  • введение единовременной выплаты на усыновленного ребенка старше 10 лет и усыновленных (удочеренных) братьев и сестер в размере 150000 рублей, при усыновлении ребенка-инвалида – 300000 рублей;
  • увеличение размера денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством, в том числе в зависимости от возраста ребенка и наличия статуса «ребенок-инвалид»;
  • увеличение ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемным родителям за воспитание каждого приемного ребенка, в том числе установлением повышающих процентов за воспитание приемного ребенка старше 10 лет.

В качестве «финансового» предложения мы предлагаем проработать на федеральном уровне возможность перераспределения части средств, выделяемых из бюджета на содержание детей-сирот в государственных учреждениях семьям, принявшим на воспитание данную категорию несовершеннолетних, а также направления освободившихся средств на обеспечение работы социальных центров помощи детям (семье), которые необходимо образовать во всех муниципальных образованиях.

Кроме того, порой возникают ситуации, когда для изъятия ребенка из семьи присутствуют формальные основания, однако они возникают зачастую не по вине родителей (или чаще родителя, в одиночку воспитывающего одного или нескольких детей), поэтому в таких случаях государство могло бы взять на себя большую часть забот по социальной поддержке таких семей.

Целесообразно также в работе социальных служб акцентировать внимание на следующих моментах:

  1. Необходимо дать определение понятию «ювенальная юстиция» и её составляющих, а также установить: перечень критериев (закрытый список) изъятия ребенка из семьи, признаки социального неблагополучия семьи, которые применяются при решении данного вопроса, условия участия представителей традиционных конфессий иных общественных организаций.
  2. Социальный патронат семьи необходим для защиты жизни и здоровья детей, но он нуждается в четкой и понятной нормативной детализации механизма принятия решения по изъятию ребенка из семьи, защищенного от произвола и непрофессионализма (коррупционных проявлений) должностных лиц, работающих в системе органов профилактики безнадзорности. В этой связи предлагаем подготовить предложения по внесению изменений в федеральное законодательство в целях увеличения срока для обращения органа опеки и попечительства в суд с иском о лишении родителей родительских прав или ограничении их родительских прав, на основании принятого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта правового акта об отобрании ребенка, с 7 до 30 дней.
  3. Государству необходимо более активно заниматься просветительской работой, которая бы позволила развенчать различные будоражащие российское общество «мифы» и разъяснить политику государства в вопросах защиты прав детей на жизнь и здоровье.
  4. Необходимо, также обратить внимание на отсутствии в российском законодательстве таких базовых понятий, как «брак», «семья», «семейные отношения» и т.д., что создает трудности при организации работы в данной отрасли общественных отношений, создавая порой юридические коллизии и предпосылки для злоупотребления правом.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел