26.02.2013 версия для печати

Подготовлен меморандум с заседания круглого стола, посвященного проблемам ювенальной юстиции

6 февраля 2013 года в конференц-зале Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области Игоря Морокова прошло заседание круглого стола на тему: «Актуальные вопросы ювенальной юстиции».

В диалоге принимали участие Игорь Мороков, руководитель Аппарата Уполномоченного Игорь Паньков, глава отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской Епархии протоиерей Алексий Кульберг, декан факультета юриспруденции Уральского государственного педагогического университета Геннадий Тумалевич, заведующая кафедры права и методики его преподавания УрГПУ Вера Ильченко, а также сотрудники Аппарата Уполномоченного.

В рамках обсуждения кроме основной темы были также затронуты проблемы государственной поддержки детей-сирот, а также вопросы внедрения в образовательные программы общего образования курса основ религии. По итогам прошедшей дискуссии был подготовлен меморандум, который помимо участников заседания будет направлен в адрес министерств социальной политики и образования Свердловской области для дальнейшей работы в рамках заявленной темы.

Приводим текст меморандума.

 

Меморандум
(по итогам круглого стола от 06.02.2013 г.)

6 февраля 2013 года Уполномоченным по правам ребёнка в Свердловской области И.Р. Мороковым было проведено заседание «круглого стола» на тему: «Актуальные вопросы ювенальной юстиции», в котором приняли участие глава отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской Епархии протоиерей Алексий Кульберг, декан факультета юриспруденции Уральского государственного педагогического университета Г.С. Тумалевич, заведующий кафедрой права и методики его преподавания УрГПУ В.Н. Ильченко, руководитель Аппарата Уполномоченного И.В. Паньков и советник Уполномоченного В.П. Шанюк.

На заседании обсуждались вопросы государственной поддержки детей-сирот, проблемы в сокращении масштабов социального сиротства, а также вопросы внедрения в образовательные программы курса по основам духовно-нравственной культуры народов России.

В ходе обсуждения было отмечено, что сегодня термин «ювенальная юстиция» в обществе ассоциируются с государственными механизмами изъятия ребёнка из семьи, а поэтому вызывает резкое неприятие и отторжение у различных общественных организаций и многих граждан России. Тем временем само понятие – «ювенальная юстиция» – имеет более широкое содержание и связано с целым комплексом действий государства в отношении подростковой преступности и преступности против несовершеннолетних, в вопросах ресоциализации детей и подростков, профилактики семей, в которых взрослые ведут асоциальный образ жизни, и т.д.

В этой связи участники дискуссии акцентировали внимание на следующих моментах:

  • первый – «ювенальная юстиция» и «социальный патронат» семей с несовершеннолетними детьми со стороны государства – это не равнозначные смыслы и понятия;
  • второй – социальный патронат семьи необходим для защиты жизни и здоровья детей, но он нуждается в четкой и понятной нормативной детализации механизма принятия решения по изъятию ребенка из семьи, защищенного от произвола и непрофессионализма (коррупционных проявлений) должностных лиц, работающих в системе органов профилактики безнадзорности;
  • третий – государству необходимо более активно заниматься просветительской работой, которая бы позволила развенчать различные будоражащие российское общество «мифы» и разъяснить политику государства в вопросах защиты прав детей на жизнь и здоровье.

В ходе обсуждения вопросов, касающихся выработки эффективного механизма социального патроната, отец Алексей выразил готовность Екатеринбургской Епархии участвовать в работе системы принятия решений по социальному сопровождению, а при необходимости изъятию ребенка из семьи, в частности, в деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних. Он указал, что в Свердловской области действует система представителей православной церкви на уровне районов, готовых работать в комиссиях и представлять объективное мнение о положении семей, предлагаемых к рассмотрению.

В рамках обсуждения указанных проблем участники «круглого стола» согласились, что в настоящее время возникают ситуации, когда для изъятия ребенка из семьи присутствуют формальные основания, однако они возникают зачастую не по вине родителей (или чаще родителя, в одиночку воспитывающего одного или нескольких детей), поэтому в таких случаях государство должно брать на себя большую часть забот по социальной поддержке таких семей. Для государственных органов подпадание семьи под эти критерии должно стать поводом для тщательного изучения ситуации в целях дальнейшего оказания квалифицированной, профессиональной помощи с использованием всех возможных механизмов.

Отдельное внимание на «круглом столе» было уделено ситуации с усыновлением детей в связке с созданием благоприятных финансовых условий для семей, взявших на себя ответственность по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дана оценка влияния финансового фактора на увеличения количества сирот, в том числе социальных, передаваемых из специализированных государственных учреждений в приёмные (патронатные) семьи. Было отмечено, что если бы государство платило таким семьям хотя бы половину средств, затрачиваемых им на содержание ребенка-сироты в государственном учреждении, то количество детей в детских домах значительно бы снизилось. Участники заседания отметили, что при этом необходимо предпринять меры для недопущения коммерциализации этого процесса.

При обсуждении обозначенных выше проблем был сделан вывод об отсутствии в российском законодательстве таких базовых понятий, как «брак», «семья», «семейные отношения» и т.д., что создает трудности при организации работы в данной отрасли общественных отношений, создавая порой юридические коллизии и предпосылки для злоупотребления правом.

Вторая часть заседания «круглого стола» была посвящена вопросам внедрения в системе российского общего образования курса по изучению основ духовно-нравственной культуры народов России (далее - Курс). Было отмечено, что с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 сентября 2013 г., перед органами и учреждениями системы образования Свердловской области уже сегодня стоит задача по созданию условий для организации качественного процесса обучения. В ходе обсуждения этого вопроса был сделан вывод, что для успешной реализации таких образовательных программ необходима не только заинтересованность государственных органов и органов местного самоуправления, но и помощь традиционных конфессий.

Рассматривая их возможное участие в учебном процессе, было отмечено, что не каждый педагог, даже хорошо теоретически подготовленный, имеющий богатый практический опыт общения может преподавать данный Курс – эта задача для специалистов. Представители УрГПУ предложили свою помощь для решения этой проблемы путем направления для подготовки преподавателей в созданной при Университете магистратуре, где в течение двух лет готовят соответствующих специалистов; путем организации курсов повышения квалификации.

Представитель Екатеринбургской Епархии заметил, что для качественной подготовки желательна стажировка будущих преподавателей в религиозных образовательных учреждениях и создание службы экспертов для консультирования в школах. В свою очередь Екатеринбургская Епархия готова предоставить методические материалы по тематическим урокам, которые будут проводиться по утвержденной Институтом развития образования программе.

Участники круглого стола отдельно подчеркнули, что присутствие в процессе преподавания носителя культуры (религии) возможно, но только в качестве «помощника» учителя в освещении узкоспециализированных вопросов.

При этом для успешного внедрения Курса одних кадров мало, речь должна идти о создании соответствующего настроя в системе образования Свердловской области на всех уровнях. В настоящее время не все руководители образовательных учреждений осознали необходимость реализации прав детей (их родителей) на претворение нового государственного образовательного стандарта в жизнь, и здесь будет уместным участие Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области и ответственных в данной сфере исполнительных органов.

Итогом заседания «круглого стола» стал ряд конкретных мер (мероприятий), озвученных его участниками, которые предложено реализовать в рамках деятельности органов государственной власти Свердловской области с привлечением общественных организаций (в том числе традиционных конфессий) и представителей научной школы.

Учитывая вышеизложенное, и в целях обеспечения проработки механизмов реализации предлагаемых мер (мероприятий) участники заседания озвучили свою аргументированную позицию по каждому из рассмотренных вопросов, которые сформировались в следующие предложения.

  1. Уральскому государственному педагогическому университету (далее – УрГПУ) теоретически обосновать необходимость внесения законодательной инициативы в Государственную Думу Российской Федерации о включении в Семейный кодекс Российской Федерации базовых определений: «брак», «семья», «семейные отношения» и т.д.
  2. УрГПУ дать четкое определение составляющих дефиниции «ювенальная юстиция», а также определить перечень критериев (закрытый список) изъятия ребенка из семьи, признаки социального неблагополучия семьи, которые применяются при решении данного вопроса, условия участия представителей традиционных конфессий иных общественных организаций.
  3. УрГПУ совместно с Министерством социальной политики Свердловской области подготовить предложения по внесению изменений в федеральное законодательство в целях увеличения срока для обращения органа опеки и попечительства в суд с иском о лишении родителей родительских прав или ограничении их родительских прав, на основании принятого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта правового акта об отобрании ребенка, с 7 до 30 дней.
  4. УрГПУ совместно с Министерством социальной политики Свердловской области разработать законодательный механизм оказания постоянной помощи семьям, попавшим по объективным причинам в ситуацию, формально подпадающую под существующие критерии изъятия ребенка и условия его реализации. При подготовке предложений предусмотреть возможность перераспределения части средств, выделяемых из бюджета на содержание детей-сирот в государственных учреждениях семьям, принявшим на воспитание данную категорию несовершеннолетних, а также направления освободившихся средств на обеспечение работы социальных центров помощи детям (семье), которые необходимо образовать во всех муниципальных образованиях Свердловской области.
  5. Министерству социальной политики Свердловской области предложить изучить опыт субъектов Российской Федерации, где реализация мероприятий по созданию благоприятных условий для процесса устройства сирот в семьи позволил сократить до минимума количество детских домов.
  6. Министерству социальной политики Свердловской области совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области рассмотреть возможность направления детей, чьи родители работают вахтовым методом в специализированные образовательные учреждения патриотической направленности (интернатного типа) для временного содержания на период отсутствия родителей.
  7. Министерству социальной политики Свердловской области совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и УрГПУ разработать методические рекомендации для общественных организаций, которые предполагается привлечь для участия в системе социального патроната и работе комиссий по делам несовершеннолетних, разъясняющие основные вопросы по данному предмету.
  8. УрГПУ и Екатеринбургской Епархии подготовить информацию по разъяснению основных составляющих «ювенальной юстиции» и «социального патроната», а также важности и значимости для организации патриотического воспитания введения в школах Курса.
  9. Екатеринбургской Епархии подготовить предложения по включению в государственную целевую программу соответствующей направленности мероприятий по созданию школ профессиональной семьи.
  10. Екатеринбургской Епархии рассмотреть вопрос о направлении в территориальные комиссии по делам несовершеннолетних списков своих представителей в районах Свердловской области, для включения в состав этих комиссий.
  11. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области рассмотреть возможность организации взаимодействия с Екатеринбургской Епархией (другими традиционными конфессиями) в вопросах использования в процессе преподавания Курса готовых методических материалов (уроков).
  12. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области совместно с представителями традиционных конфессий разработать программу подготовки кадров для преподавания Курса.
  13. Предложить традиционным конфессиям Свердловской области в случае принятия ими решения о необходимости направления своих представителей, из числа окончивших духовные учебные учреждения, в магистратуру УрГПУ в целях подготовки (переподготовки) преподавателей Курса.
  14. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области, управлениям образований в муниципальных образованиях в Свердловской области использовать опыт работы воскресных школ Екатеринбургской Епархии, потенциал работающих в них специалистов, методической базы этих школ для оказания помощи в организации Курса в школах.
  15. Уполномоченному по правам ребенка в Свердловской области во взаимодействии с традиционными конфессиями проанализировать ситуацию с нарушением прав родителей и школьников по введению в средних и начальных образовательных учреждениях города Екатеринбурга Курса.
  16. Уполномоченному по правам ребенка в Свердловской области продолжить практику проведения «круглых столов» о данной тематике, а также создать на своем сайте страницу (площадку для дискуссий), посвященную вопросам социального патроната семьи, и публиковать там все материалы, подготовленные участниками дискуссий.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел