15.12.2021 версия для печати

Воспитание коллективом. Применять или нет

Мы сталкивались с травлей, которую инициировали своими действиями или прямо организовали именно педагоги. Не так часто, как могло бы быть, но и не так редко как хотелось бы.

У меня появилась версия, почему педагоги используют буллинг/травлю. Надеюсь, что не из-за потери нравственных ценностей ради эффективности (если убрать совесть, то травля - довольно эффективный способ воздействия - потому она и процветает в зонах, в армии и пр.).

Думаю, что травля возникает, потому что наши педагоги помнят советскую школу педагогики и идею "воспитания через коллектив". Но забывают, что изначально класс коллективом не является!

Коллектив – это высшая стадия развития группы – как коммунарский отряд, тимуровская команда и т.п. (см. напр. работы Уманского).

В коллективе устойчивые сформированные нравственные ценности и отношения.

Коллектив и травля несовместимы, как гений и злодейство.

И если педагог в обычном классе, где общее только год рождения и место проживания, станет использовать групповое влияние (или тем более групповое давление), то почти неминуемо начнется буллинг и травля.

Но группа сама на стадию коллектива не выходит. Педагог может вывести ее на эту стадию – если знает как, и умеет это делать.

Тем важнее, чтобы у педагогов было представление о современном детском коллективе.

А.Ю. Коновалов
методист Городского психолого-педагогический центра ДОНМ,
Руководитель направления "Службы примирения в образовательных организациях"
в Межрегиональном общественном центре "Судебно-правовая реформа"
Источник

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Уполномоченный

Уполномоченный
по правам ребенка
в Свердловской области

Мóроков
Игорь
Рудольфович

биография
Написать письмо

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Конкурс