У меня появилась версия, почему педагоги используют буллинг/травлю. Надеюсь, что не из-за потери нравственных ценностей ради эффективности (если убрать совесть, то травля - довольно эффективный способ воздействия - потому она и процветает в зонах, в армии и пр.).
Думаю, что травля возникает, потому что наши педагоги помнят советскую школу педагогики и идею "воспитания через коллектив". Но забывают, что изначально класс коллективом не является!
Коллектив – это высшая стадия развития группы – как коммунарский отряд, тимуровская команда и т.п. (см. напр. работы Уманского).
В коллективе устойчивые сформированные нравственные ценности и отношения.
Коллектив и травля несовместимы, как гений и злодейство.
И если педагог в обычном классе, где общее только год рождения и место проживания, станет использовать групповое влияние (или тем более групповое давление), то почти неминуемо начнется буллинг и травля.
Но группа сама на стадию коллектива не выходит. Педагог может вывести ее на эту стадию – если знает как, и умеет это делать.
Тем важнее, чтобы у педагогов было представление о современном детском коллективе.
А.Ю. Коновалов
методист Городского психолого-педагогический центра ДОНМ,
Руководитель направления "Службы примирения в образовательных организациях"
в Межрегиональном общественном центре "Судебно-правовая реформа"
Источник