Главная → Пресс-центр → Новости
08.09.2021 версия для печати

Любовь детей к гаджетам хотят направить в мирное русло

2021.09.08 Парламентская газета. Дмитрий Литвинов.
Фото: © pexels.

Почти половина ребят к окончанию школы становятся близорукими.

Ученикам младшей школы можно непрерывно использовать гаджет не более десяти минут, в старших классах — пятнадцати. Об этом говорится в опубликованных рекомендациях Роспотребнадзора. В современных реалиях, когда мобильник или планшет стал неотъемлемым атрибутом обучения, ограничивать их использование сложно, но можно постараться извлечь из этого максимум пользы, считают опрошенные «Парламентской газетой» эксперты.

От интернет-зависимости до алкоголизма

Чтобы школьники не теряли зрение, пользуясь электронными средствами обучения — интерактивными панелями, электронными досками, ноутбуками, планшетами, мобильными телефонами, Роспотребнадзор рекомендовал дозировать время работы с ними. Продолжительность непрерывного использования гаджета не должна превышать для детей пяти — семи лет пяти — семи минут, для учащихся первых — четвёртых классов школы — десяти минут, для пятых — девятых классов — пятнадцати минут.

Специалисты ведомства предписали ежедневно выполнять гимнастику для глаз, оборудовать удобное рабочее место ученика для работы с планшетом или ноутбуком — левостороннее освещение, расстояние от монитора до глаз не менее 70 сантиметров, от рабочей поверхности до глаз — не менее 25 сантиметров.

В Роспотребнадзоре отметили, что 30-50 процентов детей приобретают близорукость и после окончания школы вынуждены носить очки.

Но ограничения времени работы с гаджетами нужны не только, чтобы сберечь зрение, но и оградить ребёнка от возможной зависимости. Об этом «Парламентской газете» сказал зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья, врач-психиатр, доктор медицинских наук Николай Говорин.

«Асинхрония личностного развития заключается в том, что для ребёнка становится более привычным и простым взаимодействие с гаджетом, чем общение с реальными людьми, которое требует определённого психологического труда», — отметил депутат. Он напомнил, что, согласно исследованиям, интернет-зависимость и пристрастие к алкоголю и другим пагубным веществам имеют общую природу. И если у ребёнка сформируется зависимость от гаджета, то впоследствии он может быть более подвержен и другим аддикциям.

На благо здоровья и экономики

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» требует наличия в школе интерактивных досок, электронного журнала, персональных ноутбуков для учеников — это один из показателей успешности учебного заведения.

Между тем, по данным Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей, информатизация образования и использование гаджетов уже нанесли вред здоровью детей. Распространённость функциональных отклонений от первого к одиннадцатому классу выросла на 14,7 процента, а хронических болезней — на 52,8 процента.

По мнению Николая Говорина, эти показатели требуют глубочайшего анализа с привлечением специалистов в области психогигиены и выработки более чётких рекомендаций по работе с электроникой. «Главный вопрос, на который предстоит ответить: как пройти между Сциллой и Харибдой, где первая — это здоровье детей, а вторая — развитие цифровой экономики, которое невозможно без информатизации учебного процесса и раннего вовлечения школьников в работу с электронными средствами?», — сказал депутат. По его мнению, спешить с законодательными инициативами, регламентирующими использование гаджетов, не стоит.

Не отгораживаясь от жизни

Сейчас школы сами решают, сколько пользоваться гаджетами. Где-то детям разрешают мобильники лишь на переменах, где-то вовсе вводят на них табу. Но пандемия и дистанционное обучение потребовали наличия такой техники и умения с ней работать не только от учеников, но и от учителей.

«В классе мы чередуем виды деятельности: 10 — 15 минут ребята работают с планшетом, затем учитель даёт обычное задание или что-то обсуждает с классом», — рассказал «Парламентской газете» заслуженный учитель России, директор московской школы №109 Евгений Ямбург.

На дистанционке педагоги даже привлекали к занятиям родителей учеников, чтобы ребята хотя бы на время отвлекались от экрана компьютера. «Мамы и папы стали нашими соратниками по выполнению рабочей программы», — отметил Ямбург.

По мнению педагога, запрещать мобильники детям нельзя — это вызовет обратный эффект. Телефон сегодня — возможность и для родителей в любой момент знать, где находится их ребёнок и что с ним всё в порядке.

Евгений Ямбург предложил учителям «не отгораживаться от жизни», а использовать сложившуюся реальность в мирных целях. «На уроках физкультуры учитель может рассказать, что смартфон умеет следить за состоянием здоровья человека — измерять пульс и другие показатели. Географ с помощью гаджета может показать высоту горы. В этом случае мобильник превращается в нашего помощника», — прокомментировал директор школы.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Конкурс