05.09.2011 напечатать

Подскажите, что мне делать? С мужем в разводе. К сожалению, после нашего развода, ребёнок стал капризен, плаксив, неуправляем. Как мне настроить его на сложившуюся ситуацию?

Ответ: - Адаптация ребёнка к разводу родителей определяется тем:

  • насколько он был подготовлен к разводу и к возможности ухода из семьи одного из родителей;
  • враждебностью отношений родителей до развода;
  • временем, проведённым ребёнком с ушедшим из родителей.

 

Ни в коем случае не настраивать ребёнка против отца, внося ещё больший психологический дискомфорта в раненную разводом душу ребёнка, для которого большим счастьем является сам факт наличия обоих родителей. Прививая чувство вражды к отцу, можно развить в ребёнке чувства агрессивности, недружелюбия, подавленности, обиды и т.д. Манипуляция ребёнком не имеет оправдания и непременно обернётся против того, кто её посеял. Опыт оказания психологической помощи семьям разведённых родителей свидетельствует о том, что, как правило, попытки одинокого родителя быть одновременно матерью и отцом для своего ребёнка оказываются неудачными. Практически невозможно одинаково адекватно, достоверно и постоянно воспроизводить столь различающиеся по своей сути образцы поведения лиц разного пола. Человек всё равно остаётся только мужчиной или женщиной, матерью или отцом.

Ребёнок в семье с одним взрослым в ущерб своей самостоятельности, самодостаточности неизбежно становится более зависимым от воспитывающего его родителя, он утрачивает (или не успевает приобрести вовсе) психосексуальные ориентиры, отдаляется от стандартов половых ролей, соответствующих его полу, - у ребёнка надолго, если не навсегда, создается путаница в его представлениях о ролях мужчины и женщины в семье и в жизни в целом; о допустимых способах реализации этих ролей. Для правильного психического развития ребёнку необходимы любовь и уважение как мамы, так и папы, а его воспитание непременно должно быть последовательным.

Существенную поддержку ребёнку могут оказать близкие:

  1. Ребёнку следует объяснить, что произошло. И сделать это нужно в доступной для его понимания форме. При этом обязательно соблюсти как минимум три правила: - никого не обвинять; - заверить, что ушедший из семьи родитель любит его; - показать, что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет так, как есть.
  2. Постараться не менять место жительства, потому что ребёнок теперь сильнее, чем когда-либо, нуждается в сохранении старых дружеских связей.
  3. При вынужденной перемене места жительства нельзя одновременно забирать ребёнка из его детского сада или школы: ведь он и так чувствует себя покинутым одним из родителей – отрыв от друзей и просто знакомых, привычных лиц может только усилить это ощущение.
  4. Помогать ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, не замыкая искусственно его на себе, в противном случае у него сложится чрезмерная и нездоровая зависимость от оставшегося с ним взрослого.
  5. Постараться как можно проще разрешать возможные разногласия с прародителями (собственными отцом и матерью) по поводу воспитания ребенка. Возможно, они предложат свою помощь, и одинокому родителю придется принимать ее гораздо чаще, чем хотелось бы. Каждый конфликт с ними будет вредить ребенку, будет рождать и поддерживать в нем неуверенность, а самого родителя выводить из себя.
  6. Если ребёнок не маленький, нужно создать ему возможность встречаться со сверстниками и с какими-то другими лицами того же пола, что и отсутствующий теперь в семье родитель: это могут быть родственники, друзья семьи, хорошие знакомые.
  7. По возможности, если это необходимо, следует обеспечить ребёнку наблюдение психолога.

Родителям неполной семьи предстоит придерживаться следующих рекомендаций по воспитанию:

  • не заниматься воспитанием в плохом настроении;
  • понять, чего вы хотите от ребёнка и объяснить это ему; узнать, что он об этом думает;
  • предоставить ребёнку самостоятельность; воспитывать, но не контролировать каждый его шаг; не подменять воспитание опекой;
  • не подсказывать готовое решение – подсказывать (если необходимо) пути к решению и время от времени разбирать с ребёнком правильные и ложные шаги к цели;
  • непременно хвалить ребёнка за успех;
  • научить ребёнка самому оценивать свои достижения и гордиться ими;
  • если ребёнок совершил проступок, нужно оценить проступок сразу и сделать паузу, чтобы ребёнок смог осознать услышанное;
  • оценив проступок, следует поддержать ребёнка как личность: прикоснуться к нему, чтобы он почувствовал, что близкий человек сочувствует и надеется на него, что родитель уверен, что все у дитя будет в порядке;
  • с ребёнком нужно быть добрым и последовательным, в меру строгим;
  • в случае возникновения трудностей в воспитании, а лучше – для их профилактики, следует обратиться за помощью к психологу.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Вернуться вверх
Вернуться На главную