18.12.2019 версия для печати

"Цирк Вахмистрова". Как создавались воздушные авианосцы для Красной Армии?

К 75-летию Великой Победы

Советские бомбардировщики ТБ-3 предназначались не только для нанесения бомбовых ударов, но и для операций, которые могли сильно озадачить противника. Советский авиаконструктор Владимир Вахмистров предложил накануне Великой Отечественной войны оригинальный способ увеличить дальность действия звеньев истребителей. Бомбардировщики могли стать летающими базами для более мелких самолетов.

Вахмистров и группа его молодых энтузиастов-единомышленников добилась в 1931 году утверждения военными плана крылатого авианосца, который в декабре 1931 года уже испытывался на подмосковном аэродроме. На одном из истребителей, подцепленного к авиаматке, летал сам главный советский ас Валерий Чкалов. Двумя тяжелыми бомбардировщиками управляли опытные пилоты Адам Залевский и Андрей Шарапов. В советской авиации проект воздушных авианосцев называли в шутку "Цирк Вахмистрова".

Декабрьские испытания едва не завершились катастрофой, когда Шарапов допустил ошибку в эксплуатации бомбардировщика в воздухе. Чкалов сумел исправить ситуацию. При испытаниях не все шло гладко. Иногда заедал хвостовой замок и истребитель с трудом отделялся от бомбардировщика. Полеты выполняли на бомбардировщиках ТБ-1 и на истребителях И-4, которые затем сменили на более совершенные ТБ-3 и И-5. В качестве эксперимента пытались пристраивать к бомбардировщику сразу три И-5, один из которых находился не под крыльями, а на фюзеляже.

В 1935 году Вахмистров разработал систему крепления к ТБ-3 уже сразу пяти истребителей: два И-5, два И-16 и один И-Z, причем последний соединялся с бомбардировщиком уже во время полета. Вахмистров придумал название для системы — «Авиаматка». У него был даже план транспортировки восьми И-16. Такая "этажерка" могла применяться в системе ПВО, причем заправляться истребители могли в воздухе от бомбардировщика. Соединение могло осуществляться при скорости в 160 километров в час.


Бомбардировщики ТБ-3 в боевом вылете

Летом сорок первого года в Крыму для транспортировки истребителей были приспособлены три ТБ-3. Они базировались у Евпатории. Откуда и взлетели 10 августа 1941 года, взяв курс на румынский порт Констанца. Там располагались корабли и нефтяные танкеры. До порта необходимо было преодолеть 400 километров.

Целью атаки советской авиации был километровый мост Кароля I через Дунай высотой 70 метров. Через него проходил нефтепровод из месторождений Плоешти. По плану на мост должны были спикировать советские истребители И-16, которые попарно были подвешены под крыльями бомбардировщиков. Каждый истребитель был снаряжен двумя 250-килограммовыми бомбами, которые и требовалось прицельно сбросить на мост. Уничтожение нефтепровода могло бы замедлить наступление немцев и румын на Одессу и южные районы СССР.

Румыны ожидали нападение, их противовоздушая оборона была приведена в состояние готовности. Приблизившись к мосту, истребители направились на цель с высоты 1500 метров, развивая скорость до 650 км в час. Самолеты прорывались сквозь огневой заслон, по ним били пушки, пулеметы, которые румыны установили не только на самом мосту, но и на дунайских островах. Пули и снаряды не смогли остановить атаку, бомбы были сброшены в центр стратегического моста, советские летчики боевую задачу успешно выполнили.


Воздушный авианосец на базе бомбардировщика ТБ-3

Затем четыре И-16 благополучно вернулись на аэродром под Одессой. После дозаправки пилоты подняли самолеты в атаку на немецких "юнкерсов", которые шли на бомбометание над местным портом. Бомбежка была сорвана, бомбы немцев упали в море. А истребители звена под командованием летчика Шубикова ушли к Евпатории, на базу.

Проект конструктора Вахмистрова принес много пользы в боях горячего лета 1941 года в Крыму. Летчики уничтожили нефтяные вышки в Румынии, бомбили корабли противника, громили вражескую пехоту с бреющего полета. Командование усилило эскадрилью еще двумя ТБ-3.

Авиаматки продолжали атаки на важные объекты. Например, 17 августа И-16 пустили на дно целый плавучий док в Констанце, наносили бомбовые удары по немецким колоннам у Запорожья. При необходимости истребители не только поражали цели на земле, но вступали в схватку с "мессерами". Было сбито до четырех немецких истребителей осенью 1941 года.

Тяжелые потери понесла эскадрилья осенью 1941 года в боях над Перекопом. В начале октября у села Ишунь был сбит комэск Шубиков. Боевые вылеты продолжились и в 1942 году. Затем полеты ТБ-3 прекратили из-за их низкой скорости. Идея конструктора Вахмистрова отработала свое, на смену медлительным и тихоходным бомбардировщикам ставились на вооружение более маневренные и быстрые машины вроде Пе-2. У них была большая грузоподъемность и дальность полета. Однако для транспортировки истребителей такие машины не использовались.

Владимир Сергеевич Вахмистров был мужественным человеком: пережил сталинские репрессии, понижение в должности с поста главного конструктора в начальники КБ. Его не сломил арест родного брата органами НКВД. С 1940 года он работал в команде конструктора Н.Н. Поликарпова, стал его заместителем по планерам. Он возглавлял коллектив спецмастерских по ремонту истребителей И-16. Решение проблемы сцепок самолетов в воздухе было его стратегической задачей. В 1943-1945 годах им были разработаны проекты двух ударных комплексов из истребителей в сцепке с наводимыми ими «летающими торпедами» и транспортный планер «ТП» — связка из трех планеров соединенных двумя истребителями тягачами. А в 1949 году, основываясь на опыте предыдущих достижений, разработал систему заправки самолета в воздухе.

Советскую идею пытались в годы Корейской войны реанимировать в ВВС США. Американцы хотели увеличить дальность полетов своих воздушных разведчиков RF-84K Thunderflash. Их монтировали к бомбардировщикам B-36. В дальнейшем идея Вахмистрова продолжилась в системах дозаправки стратегических бомбардировщиков в воздухе. Современные истребители увеличивают время нахождения в воздухе за счет пополнения горючего от воздушных заправщиков. Такой способ оказался незаменим при проведении крупных операций ВВС, которые США предпринимали на Ближнем Востоке, в Персидском заливе.

Источник

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com