04.12.2018 версия для печати

Челубей: кем был соперник Пересвета в поединке на Куликовом поле

В литературном произведении 15 века «Сказания о Мамаевом побоище» в числе героев со стороны противников русских воинов ключевым персонажем назван Челубей. В более поздних редакциях и переводах имя могучего тюркского богатыря называется и как Челибей, и как Темир-Мирза, и как Таврул. Отдавая дань силе и военному мастерству Челубея, авторы «Сказания...» мало раскрывают личность этого героя. Впоследствии историки не раз пытались найти, кто и откуда этот воин темника Мамая, почему он так поразил не только участников сражений, но и летописцев.


Молитва Пересвета перед битвой. Худ. П. Рыженко

Некоторые авторы-исследователи, например, российский историк, археолог и литературовед, специализирующийся на исследовании древних славянских летописей А.Л. Никитин в своем труде «Основания русской истории. Мифологемы и факты» утверждает, что такого героя в реальности не существовало. Что он, что его противник Пересвет были вымышленными персонажами. В доказательство он приводит дальнейшие слова «Сказания...», в которых Пересвет уже: "поскакивает на своём добром коне, а злачёным доспехом посвельчивает..." в разгар битвы, будучи смертельно раненым Челубеем еще до ее начала. Но есть и другие мнения.

Епископ Митрофан (Баданин) приводит интересные факты, которые невозможно опровергнуть. Так, один из игуменов Троице-Сергиевой Лавры, в молодости будучи увлеченным восточными единоборствами, философией и практиками, поехал во время перестройки (середина 80-х гг. прошлого века) в Тибет с целью поступления в один из его монастырей и приобщения к буддизму. Монастыри Тибета как раз с 1984 года стали ограниченно открытыми для доступа иностранцам, но отношение к приезжим оставалось настороженным, и даже скептически-недружелюбным. Так было и с будущим игуменом, пока монахи не узнали, что он из России. В их переговорах между собой можно было услышать имя "Пересвет", а отношение сразу изменилось на почтительное. Оказывается, воин Пересвет для них – наподобие Чуда, человек, который смог изменить установленный законом ход вещей.

А Челюбей – не просто воин, а тибетский монах, в совершенстве владеющий практиками боевой буддийской магии Бон-по, делающей человека "бессмертным" («Энциклопедия Философия буддизма», Российская академия наук Институт философии, отв. редактор M.Т. Степанянц). Согласно верованиям этого направления буддизма (по некоторым исследованиям, имеющим немало общих корней с более древней религией шаманизма, существовавшей на Тибете и близлежащих территориях), непобедимость воинам бон-по дает сговор с потусторонними силами, то есть, проводя аналогии с христианством, "продажа бессмертной души дьяволу". Именно так и поступил Челубей.

Поэтому, выставив его против Пересвета, войско Мамая было уверено, что ничем не рискует – победить и умертвить такого воина было невозможно. Но произошло невероятное – Челубей был убит. Мало того, вышедший против него русский воин был без доспехов – на нем была лишь монашеская схима и копье в руке (историки, изучив по многочисленным описаниям легендарный бой, полагают, что изображение битвы и ее деталей на картине П. Рыженкова «Победа Пересвета», максимально соответствует действительности). Хотя сам Пересвет получил тяжелейшую смертельную рану от Челубея, но и "бессмертный" был поражен им.


Победа Пересвета. Худ. П. Рыженко

Даже сегодня мастера восточных единоборств передают через поколения память о великом Боге русских, сила которого неодолима, а его воины – непобедимы.

Источник

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com