22.01.2018 версия для печати

Проблемы подростков в школе: бойкот

Наверное, меня можно назвать рекордсменом по количеству бойкотов, в которых я побывала. Их было 4, самым сложным был первый – полная изоляция в одиночестве, последующие 2 – с подругой, а последний привёл к разделению класса на 2 враждующих лагеря. С бойкотами связаны самые сложные и непростые проблемы подростков в школе.

Души детей ещё не воспитаны, нет опыта переживаний, поэтому они не умеют быть милосердными и не отличаются чувствительностью. То, что вы возможно видели в фильме «Чучело» (с Кристиной Орбакайте), уважаемые читатели портала «Женское мнение», – слабая и очень мягкая версия того, что происходит в жизни. Мне никогда и никто не объяснял, что дети и подростки жестоки, я это хорошо усвоила ещё с тех пор.

Сейчас, вспоминая всё то, что тогда происходило, задаю себе вопрос: «Можно ли было избежать всего этого?» И всё чаще прихожу к выводу – нет. Почему? Подростки все максималисты, никто из них не сможет в силу возраста принять точку зрения, отличающуюся от его собственной, если она высказывается ровесником, особенно если он «иной». У каждого из них уже есть свои суждения обо всём, и действуют они согласно им, а не тем ограничениям, которые устанавливают для них взрослые. Поэтому при столкновении взглядов, которое происходит на фоне борьбы за власть или справедливость, на сцене появляется самосуд.

Обычно, в классе всё ограничивается обычными конфликтами, если взрослые вмешиваются вовремя и оперативно, но в моём случае это оказалось не так просто. Мы устроили заговор молчания, и не впустили взрослых в зону конфликта, просто упиваясь тем, что они бессильны что-либо изменить.

Последний бойкот закончился тем, что девочка, которая была на моей стороне, оказалась в больнице, думаю, не нужно объяснять, что произошло с мальчиком, который её туда отправил? Кто в той ситуации был прав? – Никто, мы все перешли черту, отделяющую человека от зверя. Никто и никогда из нас больше её не переходил, никто и никогда больше об этом не вспоминал, бойкоты на этом закончились. Однако каждому из нас до сих пор стыдно и плохо от воспоминаний о тех событиях. Это к вопросу о том, как реально решаются такие проблемы подростков в школе, если взрослые самоустраняются.

Бойкот в школе

Во время первого бойкота меня однажды смогла спасти только раздевалка, на окнах которой были решётки. Я там была заперта воспитательницей группы продлённого дня, ей не удалось другим способом остановить моих одноклассников, рвущихся «убить, разорвать на части, проучить». Нужно было видеть их лица, пожалуй, после этого меня сложно было испугать хоть чем-нибудь.

У всего этого есть свои плюсы: противостоять трудностям, проблемам и опасным ситуациям в жизни, мобилизуя весь свой потенциал (и физический, и умственный), я научилась именно тогда. Как и идти против толпы, как и отстаивать своё мнение. Но стоило ли это той цены, которую пришлось заплатить? – Нет. Всё это можно приобрести и без бойкотов.

Именно тогда взрослые перестали быть для меня хоть каким-то авторитетом, я стала абсолютно неуправляемой. Ведь хоть и неудачно, но я справилась без них. Взрослые больше не имели права указывать, что мне делать. Хороший вывод? Правильный? Конечно, нет, и если бы не мой тренер, которому несколько лет спустя удалось «вправить мне мозги», я не знаю, кем бы стала и где оказалась. И сегодня уже я могу подсказать вам варианты выхода из ситуации в следующих статьях. Итак, подростковые проблемы в школе: учитель и бойкот.

Бойкоты – самые сложные проблемы подростков в школе, какие только могут быть. Никогда не оставляйте своего ребёнка одного в такой ситуации, потому что ему страшно, даже если он об этом не говорит, потому что он ждёт вашей помощи, даже если отказывается от неё, потому что всё это может очень плохо закончится.

***

Подростковые проблемы в школе: бойкот и учитель

Очень плохо, если вы узнаете о бойкоте, который объявили вашему ребёнку, когда он наотрез откажется пойти в школу. Это будет значить, что ситуация в самом разгаре, и разрешить её с помощью уговоров не удастся. Такие подростковые проблемы в школе всё-таки можно погасить с помощью переговоров, но участвовать в этом должны взрослые, и прежде всего, учитель.

Кстати, о том, что делать мамам и папам в этом случае, поговорим в следующей статье, где обсудим пути решения подростковых проблем: родители и бойкот. Изначально нужно выяснить, что за всем этим стоит. Если речь идёт об «идеологической» войне двух-трёх лидеров за сферы влияния, то это одно. Идеология здесь такая: есть «они», а есть «мы», «мы» – друзья, которые защищают друг друга, а «они» – враги, которые нам мешают дружить. Группе «мы» просто нужен хоть какой-то враг, чтобы попробовать на нём свои «когти» и «зубы».

В этой ситуации важно выяснить, кто лидер группы, и кто зачинщик всего происходящего. Не стоит пытаться подружить друг с другом враждующие стороны принудительно – это ничего не изменит. Учитель просто должен усадить конфликтующие стороны за стол переговоров. Не нужно бояться того, что начнётся разговор на повышенных тонах. Важно всё время направлять их в сторону поиска разрешения конфликтной ситуации.

Успокоить инициатора конфликта можно одним простым вопросом: «Что бы ты делал на месте того подростка, которому вы объявили бойкот?» или «Не боишься ли ты когда-нибудь оказаться на его месте, ведь ты показал всем, как можно решать споры в нашем классе, а такой пример заразителен».

Подростковые проблемы в школе

Присутствие остальных представителей конфликтующих сторон обязательно, ведь многим из них также не нравится происходящее, они примкнули к той или иной группе только потому, что боялись сами оказаться в бойкоте. Да, это стадный инстинкт, и учителю важно заставить каждого думать своей головой.

Малейший ропот со стороны «сторонников» и лидер задумается, он зависим от них, именно они подпитывают его уверенность в своей правоте. Как ни странно, без них он никто, и больше всего на свете боится остаться без их поддержки. Перегибов в этой ситуации допускать нельзя, подростковые проблемы в школе, связанные с бойкотом, разрешатся только тогда, когда всех участников удастся убедить в том, что такой способ не может стать решением проблем, споров и конфликтов. Поэтому очень важно не допустить, чтобы лидер группы «мы» поменялся местами с тем, кого бойкотировали.

Ещё одной причиной бойкота может стать травля одного слабого, скромного ученика, который не нравится другим, что бы он ни делал. Как решить проблемы подростков в этом случае, ведь они могут привести к бойкоту. Здесь учитель может попробовать такой вариант: «Вы не разговариваете с ним, потому что он не нравится вам. Знаете, а вы не нравитесь учителям. Поскольку вы всё это затеяли, мы тоже не будем с вами разговаривать, поэтому все предметы вы будете молча изучать в классе, без объяснения учителя, а в конце каждого урока – писать проверочные тесты. Оценки пойдут в журнал». Если это не подействует, то по согласованию с остальными учителями, родителями и директором можно запретить приходить в школу всему классу, пока решение конфликта не будет найдено. На количество пропущенных дней сократить каникулы.

Если такие варианты будут предложены вам, уважаемые родители, прежде чем возмущаться, вспомните о том, чем могут закончиться такие подростковые проблемы в школе, если в этом классе бойкот объявят вашему ребёнку.

***

Подростковые проблемы: родители и бойкот

Никто не знает вашего ребёнка лучше, чем вы – я не открыла новый континент? Поэтому пути решения подростковых проблем, связанных с бойкотом, нужно искать, исходя из возможностей вашего ребёнка. Речь идёт о тех ситуациях, когда учитель, мягко говоря, проблем «не видит».

Ситуации всё же могут быть разными, в следующей статье будет обсуждаться проблема взаимоотношений подростков: заступничество родителей. Попробуйте сначала составить полную и объективную картину того, почему вашему ребёнку объявили бойкот:

  1. Кто конкретно всё это затеял?
  2. Весь ли класс так к нему относится?
  3. Это назревало давно или случилось внезапно?
  4. Мнение вашего сына или дочери: почему?

Не возмущайтесь и не пугайтесь сразу, не бросайтесь бездумно его защищать. У бойкота могут быть вполне разумные причины, а вас может ожидать сюрприз по поводу того, как ваш ребёнок себя ведёт. Он тоже может быть неправ. Думаю, ни один родитель не захочет усугубить ситуацию - ваша задача быстро свести её на нет, потому что каждый день она будет только ухудшаться.

Дальше нужно будет искать пути решения подростковых проблем в зависимости от того, насколько смелый и сильный сам подросток. Смысл бойкота заключается в изоляции человека и отказе ему в праве на общение. В подростковом возрасте это действует безотказно, потому что каждый из них стремится в этот период к общению со сверстниками сильнее, чем когда-либо ещё. Поэтому важно сломать «стену молчания». Вы можете предложить ребёнку прийти в класс и громко спросить: «Что я вам всем сделал такого, что вы со мной не разговариваете? Кто-нибудь из вас хочет на моё место?

Если вы что-то сделаете, и это не понравится другим, вам ведь тоже могут объявить бойкот? Объясните, в чём я был неправ, и я попробую исправиться. Если вам просто нравится меня травить, нравится издеваться над другими, то вы намного хуже, чем я, вы негодяи!»

Изоляция и противостояние подростка

Безусловно, это заденет остальных, но в этой ситуации будет правильно и нужно называть вещи теми именами, которых они заслуживают. Если разговор начнётся, даже бурный, то нарыв вскроется, и как следствие, температура понизится: можно будет прояснить ситуацию, хотя бы начать диалог, в результате которого эмоции пойдут на убыль.

Но не каждый подросток сможет набраться смелости и «выступить перед классом». Внимательно прислушайтесь к нему: если у него в голосе проскальзывают истеричные нотки, он слишком сильно напуган, если от природы он робкий и никогда не решится заговорить с остальными сам, если он явно находится не в том состоянии, когда можно разумно выяснять отношения, т.е. он сломлен, то решение проблемы родителю придётся взять на себя. Вам нужно будет посетить школу, поговорить с учителем и настоять на встрече с классом, не стесняйтесь по этому поводу обращаться к завучу, и если нужно, к директору.

Помните, что проблемы подростков в школе, связанные с бойкотом, никогда не решаются с применением агрессии и угроз, поэтому не используйте фразы, типа: «как вы посмели», «посмотрите на себя», «если ещё раз… я вам уши оборву!». Это произведёт обратный эффект – за то, что ваш ребёнок пожаловался вам, он «получит по полной», и вряд ли вам удастся потом узнать у него, кто его избил.

Здесь больше подойдёт спокойная интонация без угроз: «Я мама Маши, у каждого из вас есть мама. Вот вам бы понравилось, если бы она каждый день, приходя с работы, забивалась в угол, тихонько плакала, чтобы вы не услышали, и отказывалась разговаривать с вами? Что бы вы чувствовали?» Не рассчитывайте на лидеров и зачинщиков, ваша задача заключается в том, чтобы привлечь на свою сторону тех детей, у которых сердце ещё не очерствело, задеть их чувства рассказом о том, что происходит с вашим ребёнком. И только потом попытаться прояснить ситуацию.

Самые оптимальные пути решения подростковых проблем заключаются в том, чтобы донести до каждого из них, что собой на самом деле представляют собой их поступки, ведь сами они об этом ещё не знают. Если вам удастся сделать это, то без всякого давления их поведение изменится.

***

Проблема взаимоотношений подростков — заступничество родителей

Никогда не стоит чего-то не делать только из-за боязни ухудшить ситуацию. Самый худший вариант – ваше невмешательство. Ведь, к сожалению, основная проблема взаимоотношений подростков во время бойкота как раз и заключается в том, что они считают чуть ли не позором, если кто-то «прикрывается» родителями.

Поэтому вам придётся выбирать форму вмешательства, которая всегда зависит от конкретной ситуации и многих «подводных камней». Да и многие родители справедливо полагают, что главная цель воспитания – сделать детей самостоятельными и жизнеспособными, т.е. объяснить им, как им стремиться к хорошему и постоять за себя перед чем-то плохим. Но не менее важно объяснить им, что не всякая проблема может быть решена, об этом мы поговорим в следующей статье о том, как решить проблемы подростков с бойкотом, стоит ли уходить из школы?

Важно в вопросе разрешения бойкота правильно поставить цель своего вмешательства: все участники должны понять суть происходящего (как это видите вы), если ваше видение совпадает с тем, чего хотят на самом деле подростки, то исход будет положительным. Но если суть их поведения дурна, то придётся изменить ситуацию, т.е. найти для всех абсолютно другие способы поведения.

От формы вашего вмешательства зависит, будет ли ваш ребёнок выглядеть в глазах остальных «маменькиным сынком/дочкой» или нет. Ребёнку с крепким внутренним стержнем будет достаточно объяснить, как он может правильно добиться того, чего хочет, как ему себя отстаивать. Моральная поддержка в данном случае просто необходима – это и есть допустимая форма участия.

Внутренне слабому или деморализованному ребёнку потребуется вся возможная помощь, которую вы готовы оказать. Поговорите с ним о причинах бойкота, а потом предложите: «Хочешь, чтобы вместо тебя пошёл папа? Может быть, я (мама)?» Если нет, и подросток сам хочет попробовать решить проблему – предоставьте ему такую возможность, обсудив возможные варианты развития событий. И только если дело совсем плохо, то берите всё в свои руки. Родители, особенно папы – это сила не из мира детей, и решать проблемы взаимоотношений подростков они могут и авторитарным нажимом, но когда «все на одного» – соотношение сил тоже явно неравное.

Существует две позиции, которые обычно занимают родители в случае бойкота их ребёнка:

  1. Гиперопека«ты без меня не справишься», «ничего без меня не делай», «я сам (-а) во всём разберусь»;
  2. «брутальная» – «разбирайся, как хочешь сам, мне ещё этих проблем не хватало».

Так вот, правильный путь, как и истина, посередине. Ведь здесь рассматриваются пути решения подростковых проблем для обычной семьи, с родителями, умеющими думать. Их задача заключается в том, чтобы воспитывать своего ребёнка, а не бросать его «один на один» в отчаянном положении, из которого он сам не может найти выход, да ещё и оправдывать это «воспитательными целями».

Не всегда «бойкотная» проблема взаимоотношений подростков может быть решена, об этом тоже нужно помнить. Бывают случаи, когда ребёнок уже слишком сильно пострадал, и вернуть его в этот класс не представляется возможным. В этом случае нужно просто перевести его в другую школу, и это тоже разумный выход, однако «уйти» тоже нужно по-своему, всё равно разобравшись в ситуации и поговорив с классом.

После прояснения ситуации сказать: «Мой сын/дочь уходит не потому, что испугался вашей якобы «силы», а потому, что находиться внутри класса, в котором подлость – основная черта характера его одноклассников, которой вы ещё и гордитесь, он/она не хочет. Мой сын/дочь не похож (-а) на вас, да, он (-а) другой, и я этим горжусь!».

***

Как решить проблемы подростков с бойкотом?

Кто же всё-таки должен принять это решение об уходе: подросток или родители? – Только вместе. Начало обсуждения можно посмотреть в статье «Проблема взаимоотношений подростков: заступничество родителей». Не исключено, что бойкот может повториться и в другой школе, поэтому важно ответить на вопрос, как решить проблемы подростков такого рода окончательно и бесповоротно?

Решение нужно принимать только после «разбора полётов»: выяснения причин и следствий произошедшего, и после того, как вы испробовали все остальные средства. Бегать от проблем ваш ребёнок всю жизнь просто не сможет.

Случаи ухода из школы – самые сложные, поэтому с подростком должен поговорить не только родитель, но и психолог или священник. Такие проблемы подростков в школе, как травля коллективом сверстников, всегда оставляют глубокий след в душе ребёнка, он может стать причиной возникновения страха перед другими людьми. Поэтому обязательно скажите ему, что у этой ситуации не было другого выхода, что выдержать, когда все травят одного, очень сложно кому угодно, «но ты ведь справился!»

Напомните ему, что к бойкоту присоединились не все, нашёлся же кто-то, кто ему сочувствовал. Здесь важно сосредоточить его внимание на том, что не все одноклассники дружно и скопом относились к нему с ненавистью. Помогите ему понять, почему люди так делают, понимали ли они, что творят на самом деле, знали ли, как это может подействовать на вашего ребёнка.

Если подросток уходит из школы

Этот разговор должен состояться, даже если вы определились с тем, как решить проблемы подростков, и ваш ребёнок уже выразил желание уйти из класса. Если после беседы он захочет остаться, не мешайте ему, пусть попробует. Как сказал Ницше «то, что не убивает нас, – делает сильнее».

Самое главное - дать подростку возможность справиться со сложной ситуацией, преодолеть что-то в себе, чтобы не тянуть груз комплексов за собой всю жизнь. Вы не сможете всё время «подстилать соломку», не стоит думать, что в другой ситуации он справится и «без этого». Ваш страх не должен мешать вашему ребёнку становиться сильной и самостоятельной личностью.

Но и давить на него не стоит, если решение об уходе принято бесповоротно, то пусть так и будет, скажите ему: «Мы уходим, т.к. не хотим оставаться рядом с такими людьми. В жизни иногда бывает и так, что в одном месте нам не рады и не хотят нас видеть, а в другом мы находим друзей, и всё у нас складывается прекрасно». Вспомните с подростком о том хорошем, что уже есть в его жизни, и о людях, которые его обожают и любят – они всегда будут рядом с ним и поддержат. Далее темой нашего разговора станет психология детей и подростков: нейтралитет в бойкоте.

Иногда, отвечая на вопрос, как решить проблемы подростков, связанные с бойкотом, путают ситуации. Бывает и так, что с ребёнком просто никто не дружит, но бойкот ему никто не объявлял. У этого бывают разные причины, но чаще всего, это гиперопекаемость родителями, которые внушают подростку, что он исключительный. У его одноклассников личность, позиционирующая себя таким образом, вызывает только раздражение, им почти всё время хочется сбить с неё спесь, или просто закрыть уши во время очередного «а вот я…, а вот у меня…, а моя мама говорит, что я…».

Эти подростки – жертвы завышенных амбиций своих родителей. То, как к ним относятся их одноклассники – отдельная тема для разговора, не имеющая к бойкотам никакого отношения. Их родители, кстати, часто приходят в школу и требуют, чтобы все немедленно подружились с их ненаглядным чадом.

Автор: Наталья
Источник

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com