24.11.2017 версия для печати

Мой ребёнок учится в 9 классе. На днях в гимназии сообщили, что дети до выпускных экзаменов будут проходить собеседование по русскому языку. Подскажите, что это за собеседование, и в связи с чем оно введено?

Итоговое собеседование для девятиклассников было введено в общероссийскую практику недавно: в 2016/2017 учебном году говорение как часть ОГЭ по русскому языку было проведено в тестовом режиме в нескольких регионах России. После обработки результатов этого эксперимента Минобрнауки РФ приняло решение, что данная форма проверки знаний станет обязательной компонентой данного ОГЭ.

В целом итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи.

Модель собеседования по русскому языку включает четыре типа заданий:

  1. чтение текста вслух;
  2. пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
  3. монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
  4. диалог с экзаменатором-собеседником.

Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста. Задание 1 – это чтение вслух небольшого текста (время на подготовку – 2 минуты). В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием (время на подготовку – 1 минута).

Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который учащиеся читали и пересказывали, выполняя задания 1 и 2. Учащемуся предстоит выбрать одну тему из предложенных для монолога и диалога.

В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем (время на подготовку – 1 минута).

В задании 4 предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.

Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, – это тексты о выдающихся людях России, например, о таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и др.

На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.

Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.

Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».

Во время собеседования комиссия оценит коммуникативные навыки девятиклассников, выявит их способность к ведению диалога на заданную тему, умение осуществлять монологические высказывания, ретранслировать и пересказывать прочитанные тексты, грамотно применять интонационную окраску при донесении информации до собеседника. Основной акцент сделан на спонтанную речь, поэтому на подготовку к заданиям выделят не более минуты.

Отдельно стоит упомянуть критерии, на основании которых будет оцениваться речь ученика. Экзаменаторы будут выставлять баллы, учитывая следующие моменты:

  • при чтении текста важным фактором является интонационная составляющая – паузы и акценты должны четко соответствовать пунктуации, встречающейся в тексте. В первом задании также проверяется темп чтения школьника;
  • при работе с заданием номер 2 ученик должен озвучить основную тему фрагмента и его подтемы. Пропущенная мысль или добавление темы, которая не звучала в отрывке, лишит вас нескольких баллов. Все аргументы и мысли ученика должны дополнять текст, логично вписываясь в его канву;
  • во всех типах заданий комиссия уделяет внимание грамматическим, речевым и орфоэпическим ошибкам – слова должны быть произнесены верно, без искажений и неправильных ударений;
  • в монологе ученик должен ответить на все вопросы из плана, продемонстрировать смысловую цельность высказываний, связанную речь, умение последовательно и логично излагать мысли;
  • в диалоге ученикам предстоит показать умение давать развернутый ответ на вопрос экзаменатора. Комиссия также обращает внимание на используемые языковые конструкции, уделяя внимание их разнообразию и богатству словарного запаса.

Рекомендации родителям по дополнительной подготовке своих детей к собеседованию.

Тексты для чтения и пересказа будут посвящены личностям, сыгравшим значительную роль в истории России. Это могут быть как деятели прошлых веков, так и наши современники, которые стали героями и спасли жизни людей. В этом кроется один из подводных камней собеседования – многие школьники не следят за новостями и не имеют представления об этих людях. Пролистайте публикации последних лет, посвященные громким событиям из жизни РФ, и ознакомьте детей с интересными фактами.

Кроме того, поработайте с детьми над умением вести монологи и диалоги. Информацию об известных личностях можно предварительно озвучивать родителям или друзьям, вдумчиво используя речевые конструкции и стараясь говорить правильно и красиво. Интонационные навыки можно отработать, читая вслух тексты из газет интернет-СМИ или книжек. Главное – ребёнок должен понимать, насколько длинные паузы нужно делать перед запятыми, тире или двоеточием, и как подчеркнуть, что предложение заканчивается многоточием или восклицательным знаком.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com