Developed by JoomVision.com

Новое в рубриках

Перейти в раздел

Лекционный зал

Перейти в раздел

Перейти в раздел
Перейти в раздел
16.08.2016 версия для печати

О деятельности детских домов Свердловской области в 1938-1939 гг.

Продолжаем публиковать документы из сборника «Беспризорность на Урале в 1929-1941 гг.».

В настоящее время все детские дома, действующие на территории Свердловской области, меняют свою ведомственную принадлежность – передаются из подчинения министерства общего и профессионального образования министерству социальной политики Свердловской области, т.е. реорганизуются из образовательных учреждений в социальные.

Сейчас в Свердловской области (по состоянию на 01.04.2016 г.) в стационарных учреждениях (детских домах, школах-интернатах и т.п.) на государственном обеспечении находится 2 263 ребёнка, относящихся к категориям детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Причём их количество постоянно уменьшается, поскольку всё больше детей переводятся на семейные формы воспитания.

Публикуя на страницах рубрики «Ребятам об истории России» отчёт о работе детских домов и специальных школ Свердловской области за 1938/39 учебный год, мы полагаем, что этот материал будет не безынтересен и для специалистов, работающих в настоящее время с детьми в государственных стационарных учреждениях, поскольку вопросы успеваемости их воспитанников по-прежнему остаются актуальными.

№189

Отчет о работе детских домов и специальных школ Свердловской области
за 1938/39 учебный год

5 августа 1939 г.

Москва. Наркомпрос Начальнику Управления детдомами и специальными школами
тов. Коняхиной*

I. Сеть и контингент


№ п/п

Типы детдомов

Количество учреждений

Количество
детей

1

Школьные детдома (нормальные)

20

5068

2

Детдом для трудновоспитуемых детей

1

288

3

Дошкольные детдома

3

643

Итого

24

5999

В детдомах нашей области воспитывается 5356 детей школьного возраста, из них:

а) по полу:

мальчиков 2871
девочек 2485

б) по возрасту:

с 8-11 лет 2141
12 лет 917
13 лет 979
14 лет 707
старше 14 лет 612

II. Охват школой

Из 5356 детей, воспитывающихся в школьных детдомах, было охвачено обучением 5093 человека, 263 воспитанника не посещали школы по следующим причинам:

а) по болезни 57 чел.
б) находились в бегах 62 чел.
в) поздно прибыли в детдома (май, июнь) 90 чел.
г) обучались в ФЗУ, ДЗУ, но жили в детдомах 38 чел.
д) дошкольники 12 чел.
е) исключены из школ 4 чел.
2 будут судимы
3 трудоустроены.

Из 5093 воспитанников, обучавшихся в школах, на конец учебного года не было аттестовано по разным причинам (болезнь, отъезд, позднее поступление в школу и др.) 30 чел. Успеваемость воспитанников детдомов за 1938/39 уч. год составляет 87,2%, против 78% прошлого года.

Успеваемость по четвертям:

I четверть — 75%, II четверть — 70,3%, III четверть — 82,6, IV четверть — 90%. По начальной школе годовая успеваемость 88%, по средней школе 87%.

Всего неуспевающих детей по области 666 человек, из них 399 человек осталось на второй год и 267 получили испытания на осень.

В сравнении с прошлым учебным годом итоги 1938/39 уч. года дали некоторый рост успеваемости — 9,2 %.

 

I четверть

11 четверть

III четверть

IV четверть

Годовая успеваемость

1937/38 уч. год

76,5%

78,6%

78,7%

81%

78%

1938/39 уч. год

75%

78.3 %

82,6%

90%

87.2%

В истекшем учебном году повысилось и качество успеваемости — 53 класса имеют 100% переводов и 46 классов 95 % успеваемости.

В большинстве детдомов возросли отметки «отлично» и «хорошо». Например, в Богословском детдоме 65% детей имеют только хорошие и отличные оценки по успеваемости, в Ирбитском детдоме № 2 — 76 % и др. По 17 детдомам наблюдается следующий рост отличников и ударников по отдельным четвертям учебного года:

1 четв. 2 четв. 3 четв. 4 четв.
отличников 73 85 215 301
ударников 216 552 1020 1012

Фактором огромной организующей и воспитательной силы явился для работников детдомов XVIII съезд большевистской партии**. В период подготовки к съезду и затем после съезда, когда доклад тов. Сталина и решения съезда стали знаменем всенародного соревнования имени Третьей Сталинской пятилетки, работники детдомов мобилизовали все свои силы и знания на улучшение дела коммунистического воспитания детей.
Отдельные детдома к концу учебного года добились значительных успехов в учебно-воспитательной работе:

в Богословском детдоме успеваемость 98,4%
в Тавдинском детдоме 95,9%
в Нижнеисетском детдоме 95 %
в Туринском детдоме 94,4%
в Ирбитском детдоме 93,3 %
в Серовском детдоме 92,4%
в Нижнетагильском детдоме 93 %

Во второй половине учебного года в ряде детдомов значительно повысилась успеваемость. Например:
в Нижнешайтанском детдоме на 16,3%
в Ирбитском детдоме на 12.1 %
в Нижнеисетском детдоме на 18,5%
в Тагильском детдоме на 15,4%

Педагогические коллективы указанных детдомов упорно и систематически в течение всего учебного года вели борьбу за повышение учебно-воспитательной работы.

Богословский детдом (170 воспитанников) в первую четверть 1938/39 уч. года имел успеваемость только 75,9%. Отдельные классы имели успеваемость еще ниже: III класс — 56%, IV класс — 50%. Проведенный диктант по русскому языку в начале учебного года в 4-м классе показал исключительно плохую подготовку детей. Из 36 воспитанников написали диктант на «посредственно» только 3 человека, а остальные получили оценки «плохо» и «очень плохо».

Педагогический коллектив детдома во главе с директором тов. Тюленевым немедленно сделали из указанного факта практические выводы и вместе со школой на основе приказа наркома тов. Тюркина организовали борьбу за улучшение учебной и воспитательной работы. Социалистическим соревнованием был охвачен весь коллектив работников и детей, итоги социалистического соревнования ежедекадно обсуждались детьми и воспитателями. За каждым отстающим воспитанником был установлен контроль и оказывалась повседневная помощь. В результате совместной работы детдома и школы успеваемость детей сильно повысилась:

I четв.
II четв.
III четв.
IV четв.
73,5%
74,6%
91,2%
99,4%

О росте успеваемости воспитанников Богословского детдома красочно свидетельствуют испытания по русскому языку в 4-м классе. Если в 1-ю четверть из 36 детей данного класса 33 чел. получили отметки «плохо», то на испытаниях пришлось по 0,2 ошибки на ученика. В этом же классе имеется 11 отличников. Например, воспитанник Сельницын М., имевший осенью 29 ошибок в диктанте, весной получил отличную оценку по письму.

Трудную и интересную работу провел педагогический коллектив Нижнетагильского детдома с особым режимом в 1938/39 уч. году. В начале учебного года, в связи с поступлением в детдом значительного контингента новых воспитанников из нормальных детдомов и приемников НКВД, дисциплина в детдоме и особенно школе вначале резко стала понижаться. Руководство детдома поняло, что без привлечения актива детей и учителей школы положение в детдоме будет выправить трудно. На совместном заседании педагогического совета были определены пути и методы перевоспитания вновь прибывших детей. Основными мероприятиями по борьбе за укрепление сознательной дисциплины и улучшение учебно-воспитательной работы явилось следующее:

а) систематический учет нарушений, допускаемых воспитанником, и немедленное реагирование на эти нарушения. Ежедневная оценка поведения, организация общественного внимания к фактам нарушения, организация отрицательного отношения всего детского коллектива к нарушениям;
б) широкое привлечение самих детей, старост актива к делу налаживания дисциплины;
в) индивидуальная работа воспитателя и учителя с наиболее трудными, дезорганизующими работу остальных, воспитанников;
г) организация социалистического соревнования ребят и работников за лучшую дисциплину и успеваемость в школе. Детдом хорошо был подготовлен к началу занятий: все дети имели необходимые учебники, тетради, наглядные пособия.

В связи с тем что в данном детдоме все учителя являются членами педагогического коллектива детдома, был установлен такой порядок, чтобы работу с отстающими детьми вели учителя, а воспитатели главное внимание уделяют организации выполнения домашних заданий.

В результате правильной организации социалистического соревнования и исключительно добросовестного отношения к порученному делу со стороны воспитателей и учителей, Нижнетагильский детдом с особым режимом заслуженно считается лучшим детдомом области. Рост успеваемости по четвертям:

I четв.
II четв.
III четв.
IV четв.
За год
77,5%
85,2%
91,2%
93,2%
93%

Особенно большую работу провел педагогический коллектив во второй половине учебного года. Например, 4-й класс за 1-е полугодие, занимая пос­леднее место в школе по успеваемости и дисциплине, к 1 мая добился 100% успеваемости и получил переходящее знамя детдома. Все воспитанники сознательно отнеслись к испытаниям. Ученик IV класса Ансатыров в течение 3-х четвертей имел плохие отметки по арифметике. В IV четверть стал ежедневно заниматься дополнительно с учителем и самостоятельно в результате на испытаниях за год получил отличную оценку и переведен в 5 класс. Подобные же примеры можно сообщить о воспитанниках данного класса — Красных, Уймине и II класса — Зуеве, Бондаренко и др.

Основная масса детей поняла, что их обязанность не только своевременно являться в мастерские и школу, но и хорошо учиться. Каждая плохая отметка стала огорчать не только того, кто ее получал, но и весь класс. Коллектив детей стал действовать на отдельных воспитанников, не желающих учиться,— Нагумнова, Сухарева, Михеева, Маслеева, Пастухова. В результате воз­действия коллектива детей указанные воспитанники «вышли» из отстающих и перешли в следующие классы.

Интересно привести несколько примеров перевоспитания наиболее трудных детей.

Рогожин — в нем были сконцентрированы все плохие привычки улицы: пьянство, бродяжничество, воровство, картежная игра. В прошлом году он не закончил учебного года, сбежал и все лето разъезжал — «воровал». Но сознание (он очень умный мальчик) взяло верх, и он вернулся в детдом. Вначале ему не доверяли, и это сильно его угнетало — Рогожин часто плакал. Коллектив работников быстро исправил свою ошибку — поручили Рогожину работу в столовой, с которой он прекрасно справился. Но в апреле месяце Рогожин самовольно ушел в город, напился и попал в милицию. Можно было думать, что у него снова начались «весенние настроения». Может быть, так бы и получилось, если бы коллектив работников не сумел найти подхода. Из милиции он явился очень подавленный, он не ожидал, что ему простят и будут снова хорошо относиться. Еще меньше он рассчитывал, что ему к 1 мая доверят шевиотовый костюм и возьмут на демонстрацию в качестве командира взвода военизированной колонны. Рогожин по сей день хороший ученик, общественник, интересуется голубеводством. Подал заявление в комсомол, а еще в прошлом году все время ссорился с пионерами.

Вавилин Шура — в прошлом дезорганизатор, воришка-базарник, имел побеги, недисциплинированный, учился плохо, не хотел заниматься сам и всем мешал. В настоящее время Вавилин сильно изменился: со средними способностями, он окончил год исключительно с хорошими оценками. Дисциплина в классе и интернате только «отлично», в город не ходит, самовольных отлучек не имеет. Много писал в литературно-художественный журнал. С работниками вежлив.
Никитин Федя — в прошлом грубый, упрямый, не хотел совсем учиться. Мебель ломал, обмундирование рвал, сквернословил. Никитина презирали, не любили ребята. Сейчас Никитин изменился. Он хорошо учится, учеба ему дается трудно, но он с большим терпением сидит над учебниками и усердно учит уроки, у него появились отметки «отлично», «хорошо». Дисциплина в школе и в интернате только «отлично», пользуется авторитетом у ребят. Малыши ему подчиняются, и частенько он с ними беседует. Правда, упрямство у него еще осталось, но оно уже не так заметно при его хорошем, сознательном отношений к людям.

За хорошие показатели в учебно-воспитательной и хозяйственной работе Нижнетагильскому детдому на областном совещании работников детдомов в июле месяце 1939 года вручено переходящее Красное знамя Свердловского облисполкома и работники премированы облоно.

Ирбитский детдом № 2 (директор тов. Кузнецов) добился в истекшем учебном году значительных успехов. По сравнению с прошлым годом успеваемость повысилась на 20%. В детдоме не было ни одного побега детей, за весь год только один воспитанник не посетил школу без уважительной причины, из 346 детей — 309 чел. в течение всего учебного года имели отличную дисциплину в детдоме и школе. Не было ни одного случая, чтобы дети яви­лись в школу, не выполнив домашние задания. В интернатах оборудованы рабочие комнаты с полным комплектом учебных пособий.

За 1938/39 уч. год в детдоме 6 классов имеют 100% успеваемость. Большой организующей силой явился в деле улучшения учебно-воспитательной работы в детдомах приказ наркома тов. Тюркина. В большинстве детдомов стали системой совместные мероприятия со школой (посещение воспитателями уроков учителей, присутствие учителей на занятиях по подготовке домашних заданий, совместное обсуждение работы на педагогических коллективах и т.д.).
Многие учителя поняли, что работа в классе часто определяется состоянием работы в детдоме, которую можно быстрее и лучше наладить с участием учителя.

У преподавателя математики Ирбитской школы тов. Мальцева Н.И. нет ни одного отстающего ученика из состава воспитанников детдома, потому что он регулярно бывает в детдоме, помогает в подготовке домашних заданий, проводит отдельно работу с учащимися, которые учатся только на «посредственно», участвует активно в жизни детдома.

Учительница т. Беззубова так же, как и тов. Мальцев, свою работу строит в тесной связи с воспитателем своего класса. За хорошие показатели в работе т. Беззубова принимала участие на областном совещании работников детдомов и премирована облоно патефоном. Учителя Рулева, Селиверстова, Мезенцева также заслуженно пользуются большим авторитетом среди работников и детей детдомов Ирбита.

Особенно резко повысилась учебная и воспитательная работа в Нижне-шайтанском детдоме, который в течение ряда лет находился в тяжелом прорыве. В истекшем учебном году Нижнешайтанская НСШ, где учатся воспитанники детдомов, всю работу проводила вместе с детдомом и получила переходящее знамя районе

Несмотря на значительное улучшение учебно-воспитательной работы в большинстве детдомов, в нашей области еще имеется много таких, где учебная и воспитательная работа поставлена совершенно неудовлетворительно.

Показатели этих детдомов резко снижают успеваемость остальных дет­домов области.

К таким детдомам относятся:
Кушвинский детдом успеваемость 76 %,
Верхотурский детдом № 1 79,4%
Камышловский детдом 81 %
Верхотурский детдом № 2 81,9%
Талицкий детдом 84,5%

В указанных детдомах 292 воспитанника являются неуспевающими. 156 человек осталось на второй год и 132 чел. получили испытания на осень.

Основной причиной плохой работы ряда детдомов области является крайне неудовлетворительная подготовка их к началу занятий.

Например, Кушвинский детдом имел учебников только 60 % к потребности, в Верхотурских детдомах на 3-4 человека было по одному учебнику.

Рабочие комнаты в интернатах не оборудованы, связь детдомов со школами была крайне недостаточной.

В Кушвинском детдоме дети за 1-ю и 2-ю четверти совершенно не гото­вили домашние задания, а директор (бывший) Яновский относился к своим обязанностям безответственно.

Нужно сказать, что многие директора школ и учителя не чувствуют ответственности, которая возлагается на них приказом наркома. Они всю ответственность переложили на детдома. Много имеется таких фактов, когда учителя и директора школ не принимают никаких мер воспитательного воздействия к воспитанникам детдома, а ограничиваются посылкой записок в адрес детдома с вызовом воспитателя в школу для принятия мер. Например, в Ирбитском районе заведующий школой подростков пишет в детдом: «Прилагаю свое мне­ние к материалу учителей по вопросу поведения ваших детей в стенах школы. Ваш воспитанник Д. не раз меня самого толкал, постоянного без всякого повода дразнит, бывали случаи, что он тянулся к моей бороде самым нахальным образом и только при решительном и энергичном отпоре с моей стороны не выполнял своего намерения». Далее «учитель» в адрес детдома делает ряд угроз, если детдом не уберет этих ребят, он отказывается их держать в школе и т.д.

Аналогичные записки поступают от учителей в Верхотурском детдоме. Там же одно время установилась система вызовов воспитателей на урок к учителю для наблюдения за дисциплиной.

Безответственное отношение ряда зав. районо к детдомам можно иллюстрировать следующими фактами:

1) На классы, где обучаются воспитанники детдомов, ставятся учителя малоопытные, недостаточно владеющие педагогическим мастерством. Например, в Верхотурской НСШ за 3-ю четверть учебного года сменилось 8 учителей, а из 15 педагогов этой школы имеют среднее образование только 3 человека. В Серовском районе сменилось на 4-м классе 5 учителей, в Ирбитской школе на 3-м классе сменилось 3 учителя и т.д.

2) Из просмотренных отчетов районо, на территории которых находятся детдома (Тагил, Висимский, Туринский, Тугулымский, Серовский, Исовской) нет ни одного слова о детдомах.

Крайне отрицательно влияла на работу детдомов сильная текучесть кадров и состава воспитателей. За 1939 год уволено из детдомов только за нарушение трудовой дисциплины 32 воспитателя.

В Талицком детдоме за учебный год сменилось 12 воспитателей, в Верхотурских детдомах — 17 человек. За учебный год принято детей в детдома 563 человека и выбыло 579 детей.

Многие детдома области сильно перегружены, что не позволяет создать нормальных условий для правильной организации учебно-воспитательной работы. Вместо 4874 чел., которые могут нормально разместиться в детдомах, воспитывается 5999 человек.

Воспитательная работа — в большинстве детдомов проводится красочно и содержательно.

В беседах, вечерах самодеятельности, литературных и газетных монтажах, стенгазетах, в политинформациях и др. дети систематически знакомились с важнейшими событиями в нашей стране и за границей.

Пользуясь положительным опытом Нижнетагильского детдома по проведению художественных митингов, методический кабинет разработал художественный митинг «От самой тайги до британских морей Красная Армия всех сильней», которые были проведены во всех детдомах области.

Многие беседы в детдомах проводились депутатами Верховных Советов СССР и РСФСР, партийными и комсомольскими работниками, краснофлотцами, командирами и политработниками Красной Армии — этот факт нужно отметить как хорошее начало связи детдомов с общественностью.

В некоторых детдомах проведены беседы о героях озера Хасан Нижнеисетский. Нижнетагильский, Висимо-Шайтанский, Кушвинский детдома). Воспитанники ряда детдомов (Нижняя Тура, Тагил, Серов) имеют переписку с героями Советского Союза, с героями Красной Армии — Нижнетуринский детдом переписывается с Расковой, Липчинский — с героем озера Хасан Недосекиным).

Воспитанники детдомов проникнуты чувством советского патриотизма, любви к Родине, их лучшие чувства проявляются в дни всенародных праздников, во время просмотров кинокартин и отражения в детских сочинениях.

Вася Хисамутдинов (10 лет) — ученик II класса «б» Нижнетагильского детдома пишет: «Я буду пограничником и буду охранять свою любимую страну. Я буду драться до последней капли крови, чтоб не пустить врага на нашу землю».
Доленко Геннадий, ученик 4 класса «в» этого же детдома пишет: «Когда я кончу учиться, то, во-первых, я пойду добровольцем в Красную Армию и буду доблестным бойцом Советской Родины. Буду защищать советские рубе­жи от всяких врагов. Если понадобится, то я в первых рядах буду защищать родину, партию, счастливую жизнь нашего народа».

И таких учеников можно привести сотни.

В ряде детских домов политико-воспитательная работа поставлена неудовлетворительно.

В детдомах (Нижняя Тура, Ирбит № 1, 5, Висимо-Шайтанка. Талица, Камышлов, Верхотурье) наблюдаются случаи грубого нарушения режима со стороны воспитанников: воровство, табакокурение, грубость со старшими. Наблюдались (Ирбит, Нижняя Тура, Кушва) срывы занятий в школе по вине воспитанников. Самовольный уход воспитанников из детдомов в город, на базары (Нижняя Тура, Камышлов, Ирбит № 5).

До сих пор в детдомах имеются побеги. За учебный год было совершено из детдомов 12 побега.

III. Физкультурно-оборонная работа

В истекшем учебном году интерес воспитанников в оборонной работе сильно возрос.

Например, в Нижнетагильском детдоме к концу года имеется значкистов:

БГТО
ГТО
ПВХО
ГСО
ЮВС
BC 1 ст.
58
22
147
140
7
16

В этом детдоме проведено за год 5 соревнований между интернатами по лыжам. Двусторонняя военно-тактическая игра, поход в противогазах (5 км — 60 человек). Детдом участвовал во всесоюзном оборонном соревновании пионеров и школьников, причем команды детдома — стрелко­вая, санитарная, химическая — заняли I место в районе и участвовали от Тагильского района в областных соревнованиях.

Ирбитский детдом № 2. Физкультурная работа ведется по секциям.

Организовано 4 секции:

гимнастическая с охватом 54 чел.
волейбольная 24 чел.
лыжная 58 чел.
партерная гимнастика 7 чел.

Проведено три соревнования по лыжам. Два раза детдом принимал участие в городских соревнованиях. Детдом занял первое место. В детдоме имеется 125 значкистов ПВХО, БГТО, БГСО.

В Верхотурском детдоме № 1 проведено соревнование по хоккею, лыжам, конькам с Серовским детдомом. По хоккею занял 1-е место Верхотурский детдом, а по лыжам — Серовский. Впервые проведено заочное областное соревнование стрелков Нижнеисетского детдома с Верхотурским детдомом № 2. Лучший результат по стрельбе дал Нижнеисетский детдом.

Всего в детдомах области насчитывается значкистов 2410 человек.

IV Кружковая работа

В детдомах области в этом году работали следующие кружки (см. приложение***).

Наибольшее распространение в наших детских домах имеют кружи драматические, хоровые, физкультурные и оборонные.

Как крупнейший недостаток следует отметить незначительность технических кружков: фото – только три кружка с общим охватом 74 чел., авиамодельных – 2, юннатов – 1, шахматных – 4, литературных – 2. математических – 1, географических – 1.

Растет количество музыкальных кружков с привлечением опытных руководителей. В Камышлове. Нижнеисетском детдоме начались занятия по скрипке. В Нижнем Тагиле. Камышлове работают кружки пианистов.

ижнешайтанском детдоме начал работать струнный, а в Свердловском — детский шумовой оркестр, получивший хороший отзыв на областном совещании работников детдомов, где выступали дети.

У нас есть музыкально одаренные дети, за воспитанием и обучением которых установлено особое наблюдение. Уйцык Степа (рояль — Камышлов), Елудяков — баян, Винцов, Хрекин — рояль, Осовец, Убровина, Гессарабова — скрипка (воспитанники Нижнеисетского детдома). Воспитанники Туринского детдома, имеют прекрасные голоса. Стомина Рита и сестры Гуленкины — воспитанники Нижнеисетского детдома — хорошо поют.

V Работа детских организаций

В каждом детдоме имеются детские организации: детский совет, пионерская организация. Нужно отметить, что в тех детдомах, где хорошо работали детские организации, там хорошие результаты по учебно-воспитательной работе. Особенное оживление в работе детских организаций произошло после перевыборов (II четверть).

Тагильский детдом. В случае плохой дисциплины в классе достаточно сказать старосте, как уже принимаются меры. Большую заботу провели учебные организаторы по социалистическому соревнованию, ежедневно освещая результаты учебы в уголках по социалистическому соревнованию. К каждому классу (5. 6, 4) прикреплено по 3-2 человека из 7-го класса, которым было поручено производить в этих классах работу по поднятию успеваемости. К 6-му классу были прикреплены Катков, Черных; к 5-му классу — Хмиль, Козиков, к 4-му классу — Яузин. Орлов. Эти ребята самостоятельно, иногда по собственной инициативе, проводили собрания в прикрепленных классах, обсуждали, как лучше учиться, их работа дала хорошие результаты. Воспитанник Дробинин в течение всей зимы работал зав. красным уголком. Все игры, полученные им. сохранились до конца учебного года. В красном уголке был безупречный порядок. За всю зиму сохранена подшивка газет и журна­лов. Особенно много работал Хмиль, являясь организатором быта, то был надежный помощник бытовика интерната. Хмиль составлял списки дежурных, назначал дежурных, систематически следил за уборкой, часто водил ребят в баню и т.д.

Хорошо работала пионерская организация в Туринском детдоме, лучших учеников прикрепляли к отстающим. Отстающим давали дополнительные задания, и ребята выправлялись. Огромную роль сыграла также и пионерская организация детдома в повышении успеваемости. Воспитанница детдома пионервожатая отряда № 87 Фироса Галина соревнованием в отряде добилась того, что ее отряд имел 100% успеваемость, в ее отряде пионеры-отличники взяли шефство над отстающими. Миша Кочев плохо читал, к нему прикрепили пионерку Пайвину Зою, и Миша стал хорошо учиться.

В детдоме можно было часто видеть такую картину — Миша читал рассказ «Сигнал», а его маленькая «учительница» ходила и следила по книге, время от времени поправляя читающего. Такие случаи в детдоме не единичны. В группе Романенко взрослые ребята прикреплены для помощи малышам, и вечерами в уголках можно наблюдать, как старшие объясняют решение задач. К ученику II класса Кочеву Вале был прикреплен ученик III класса Истомин Петр, и это дало положительные результаты. Ваня, считавшийся в разряде неуспевающих, плохо читал, к концу года исправил свои оценки на «посредственно». Нацменка-китаянка Цой-сян-Чин Анна была прикреплена воспитателем Новоселовой к отличнице Возияковской Жене, ученице II класса. В силу особенностей своего родного языка Нюра плохо говорила, а еще хуже читала и писала, но к концу года ее маленькая «учительница» помогла ей исправить письмо и чтение на «посредственно». То же самое можно сказать об Иванове Теме, ученике 1-го класса, к которому была прикреплена комсомолка воспитанница Фирсова Галя. Старшие воспитанники повседневно помогали малышам.

Ирбитский детдом. С первой четверти в каждом интернате был избран и работал детский совет, но в 1-ю четверть советы работали слабо. Во 2-4-ю четверти советы работали хорошо, каждый организатор имел планы работы, были организованы бригады детей. Особенно хорошо работали учебные организаторы — Маруся Чипига, Тая Антропова. Они каждый день точно знали, кто из детей получил какую отметку, если же у кого было плохо, сразу принимали меры, иногда старались помочь сами или же поручали вожатому звена, старосте класса. Они знали, в каком классе и как проходит выполнение домашних заданий. Неплохо работали и хозяйственные организаторы Алеша Кофтун и Вася Изместьев, особенно себя они показали по подготовке к зимним каникулам. Ими были организованы бригады девочек по шитью рукавичек, бригады школьников по ремонту лыж, санок и т.д.

В детдомах, где руководители считаются с детскими организациями и правильно понимают их роль, там видно улучшение всей работы детдома.

Детский актив за этот год в таких домах, как Ирбитский № 2, Тагильский, Туринский, во многом помогал воспитателям. В этих детдомах организационную работу воспитателей и зав. интернатами проводил актив (следят за порядком в детдоме, контроль за дисциплиной в школе, организация детей в режимные моменты, охрана имущества и т.д.)

Актив детдомов проводил упорную борьбу за учебу, разоблачал хулиганские поступки отдельных воспитанников.

В ряде детдомов недооценивается роль детского коллектива директорами детдомов. Вместо помощи активу, часто обманывают детей.

В Верхотурском детдоме ко дню 8 Марта премировали воспитательскую группу, но до вмешательства облоно премий не выдавали.

В Висимо-Уткинском детдоме в 1937/38 уч. году были воспитанники премированы часами. Закончили второй год, воспитанники премии не получили.

Такое отношение руководителей детдома приводит не к улучшению детколлектива, а гасит в них стремление к лучшему, не говоря уже об авторитете директоров и завучей этих детдомов. Особенно плохо поставлена работа пионерорганизации в Нижнетуринском, Ирбитском № 5, где пионеры не являются примером для других детей (не носят галстуки, курят и т.д.). В пионерорганизацию вовлечены в большинстве девочки (Кушва, Щижняя Шайтанка, Щижняя Тура). Всего в детдомах 3058 пионеров. Нужно отметить, что пионерработой райкомы ВЛКСМ руководят плохо. Выделяют на пионерработу в детдома людей, не имеющих достаточной практики, а часто и желания работать. Отсюда частая смена пионервожатых и развал работы отрядов.

VI. Кадры

Состав директоров, завучей, зав. интернатами, инструкторов по трудовому обучению и воспитателей детдомов за этот год значительно улучшился. Сектором детдомов и методическим кабинетом проведены курсы подготовки на 57 человек, переподготовки — 26 человек. Направлено вновь на воспитательскую работу 55 человек. Проведен десятидневный семинар директоров детдомов. Направлено на курсы директоров в Москву 3 человека.

Качественный состав работников детдомов характеризуется следующими данными:

Из 303 человек воспитателей мы имеем 90 комсомольцев, 6 человек членов партии. 91 чел. имеют среднее педагогическое образование. В составе директоров, завучей, зав. интернатами, воспитателей, инструкторов трудового обучения имеются прекрасные работники.

За истекший учебный год значительно пополнились ряды лучших работников детдомов. Вот некоторых из них:

Калугина Мария Федоровна, воспитатель Ирбитского детдома № 2. пришла работать в детдом недавно. Ей была дана группа детей, успеваемость которых составляла 36%. а в настоящее время ее класс (5-й) имеет 100% успеваемость. Она изучает своих детей, она знает особенности каждого ребенка.

За чуткий подход дети уважают Марию Федоровну, их любовь и привязанность ярко выразились в их письме, которое они послали ей в больницу, в котором они пишут: «Вы не беспокойтесь, мы полученное переходящее знамя никому не отдадим, хотя Вас нет с нами». Ребята свое слово сдержали.

Волкова Александра Алексеевна — зав. интернатом Ирбитского детдома №2 — является одним из старейших работников детдомов. В ее интернате из 141 воспитанника все имеют отличную дисциплину и охвачены кружковой работой. В течение ряда лет переходящее Красное знамя школ находится в интернате тов. Волковой. Являясь мастером своего дела, Александра Алексеевна систематически помогает молодым работникам. Тов. Волкова заслу­женно пользуется большим авторитетом среди детей и работников. Десятки ее бывших воспитанников находятся на ответственной партийной, советской и хозяйственной работе. Например, бывший ее воспитанник Вася Ярулин работает директором детдома, выбран в члены РК ВКП(б) и члены президиума Ирбитского райисполкома.

Зенкова Агния Петровна работает с 1935 года завучем Ирбитского детдома № 2. Это молодой и быстро растущий работник. Тов. Зенкова сумела создать монолитность в коллективе работников и детей. Ирбитский детдом №2 — это большая, но счастливая семья в 300 человек. Одним из показателей хорошей работы детдома является отсутствие побегов среди воспитанников, и не было ни одного случая, чтобы ребенок направился в детдом с особым режимом. Детдом № 2 заслуженно считается одним из лучших детдомов области. Агния Петровна, наряду с работой в детдоме, активно участвует в общественно-политической жизни района. Она член бюро райкома комсомола и член пленума обкома ВЛКСМ.

Лучшим показателем в работе воспитателей, таких как Бушманова, Богданская, Котрикова, Илькова, Липская, Милькова, является 100% успеваемость классов, которые ведут эти воспитатели.

Иванова Манефа Федоровна — воспитатель Богословского детдома, работает с детьми 6-7 классов. При таком комплектовании (разные классы) все же она добилась 100% успеваемости со II четверти и эти успехи закрепила до конца учебного года, держит постоянную связь с учителями-предметниками и ведет контроль за успеваемостью детей.

Бороздина Нина Ивановна — энергичный молодой работник. Она сумела успеваемость своего класса (5) с 66,3% довести до 100%. Все дети перешли в 6-й класс.

Рачева Н.Н., Петрова М.Г. — воспитатели Богословского детдома — в начале года имели классы плохо подготовленные, за 1-ю четверть не дали даже 50% успеваемости, в настоящее время все дети перешли в следующие классы.
Директор Богословского детдома тов. Тюленев Алексей Андреевич — комсомолец, работает директором Богословского детдома с 1937 года. За годы работы директором он сумел отсталый, всесторонне разваленный детдом вывести в один из лучших детдомов области. Богословский детдом за год занял первое место по успеваемости воспитанников и добился отличной дисциплины всех детей. В интернатах чисто, культурно, уютно. Дети вежливы, жизнерадостны. Коллектив работников работает дружно.

Григорьев Н.С. — комсомолец, работает директором Туринского детдома. С исключительной заботой и любовью т. Григорьев относится к своим обязанностям. В прошлом отсталый детдом, в котором никто не хотел работать, он сумел быстро исправить. Не боясь громадных трудностей, которые стояли у него на пути, т. Григорьев обеспечил хорошую дисциплину среди детей.

Рожкова Серафима Степановна — зав. интернатом № 3 Нижнетагильского детдома с особым режимом. Имеет незаконченное среднее образование, комсомолка, в Нижнетагильском детдоме работает с 1935 года, бывшая воспитанница Сарапульского детдома. Работает добросовестно, не считаясь со временем, проявляет большую инициативу и настойчивость, отлично справляется с организацией детского коллектива. За весь 1938/39 учебный год 3-й интернат занимает 1-е место (в детдоме) по дисциплине и порядку в интернате. Коллектив детей дисциплинирован и сплочен. За весь учебный год в интернате не было ни одной потери предметов оборудования и обмундирования. Хорошо работают старосты классов и другой детский актив. В работу по организации жизни интерната и вовлечены наиболее трудные воспитанники, которые оказывают большую помощь в работе зав. интернатом и педагогическому персоналу. Успеваемость по интернату за год 90%. Тов. Рожковой присвоено звание отличника.

Тананин Владимир Федорович — зав. интернатом № 2 Нижнетагильского детдома. Имеет среднее образование, в Тагильском детдоме работает с 1935 года в должности зав. интернатом № 2. Проявил себя на работе как добросовестный, инициативный работник, умеющий организовать детский коллектив интерната, умеющий проявлять в работе индивидуальный подход к детям на основе внимательного и вдумчивого изучения воспитанников. Имеет организаторские способности, умеет организовать работу воспитате­лей, составить план работы, а также всегда у него в интернате четко организован учет работы. Авторитетен среди воспитанников и работников детдома. В этом учебном году т. Тананин сумел систематически, содержательно поставить в интернате политико-воспитательную работу. Из 105 воспитанников его интерната имеют отличную дисциплину, успеваемость 100 чел.

Булатов Михаил Булатович — воспитатель Серовского детдома. Родился в 1900 г. в Крымской АССР, в раннем детстве лишился родителей и до 1917 года не имел возможности получить образования. После Великой Октябрьской социалистической революции тов. Булатов, продолжая работать, в 1921 году успешно заканчивает среднюю школу и с этого момента беспрерывно работает в системе народного образования учителем, директором школы, инспектором районо. С 1937 года — воспитатель Серовского детдома. В группе тов. Булатова 29 человек детей-нацмен старших классов, все они имеют отличную дисциплину и 100% успеваемость. Михаил Булатович пользуется большим авторитетом среди детей и сотрудников детдома, в его классах всегда безукоризненная чистота и порядок, дети вежливы и жизнерадостны, всегда в курсе важнейших политических событий нашей страны и за рубежом. Дети его группы имеют по 2-3 оборонных значка. Кроме непосредственной работы в группе, тов. Булатов много помогает в организации всей работы детдома, особенно молодым воспитателям, и систематически повышает свой идейно-политический уровень. За период работы в детдоме тов. Булатов неоднократно премирован.

Директор Нижнетагильского детдома с особым режимом Лапенко З.Ф. в детдомах работает 20 лет. Член ВКП(б), член бюро РК ВКП(б). В 1935 году Зинаида Федоровна приняла детдом после погрома, а в настоящий момент Нижнетагильский детдом по состоянию учебно-воспитательной и хозяйственной работы занимает первое место в области. Тов. Лапенко воспитала не одну сотню трудных детей. На предприятиях, учебных заведениях, в рядах Красной Армии можно встретить десятки воспитанников Зинаиды Федоровны, которым дана верная путевка в жизнь. Пушкарев Тимофей бывший «правонарушитель» — квалифицированный рабочий УЗТМ; Ваня Фоменко — отличник учебы Пермского речного техникума. Ануфриев Ваня кончает горный техникум. Много воспитанников детдома учатся в музыкальном училище, работают воспитателями в детдомах. Тов. Лапенко в течение 20 лет честно и добросовестно отдает все свои силы и знания для воспитания детей.

VII. Трудовое обучение и трудоустройство

В истекшем учебном году подлежало обучению в учебно-производственных мастерских 3089 воспитанников в возрасте 12 лет и старше.

Фактически обучалось 2975 чел. в следующих мастерских:

в 17 столярных 830 чел.
в 11 слесарных 590 чел.
в 5 токарных 140 чел.
в 9 обувных 165 чел.
в 17 швейных 1040 чел.
в 3 художественных 40 чел.
в 2 трикотажных 140 чел.
в 1 музыкальной 30 чел.
Итого: 2975 чел.

114 воспитанников были не охвачены производственным обучением из-за отсутствия помещений под мастерские — Ирбитский детдом № 4 — 51 чел. и Липчанский детдом — 63 чел. С начала нового учебного года все дети в возрасте 12 лет и старше Ирбитского детдома № 4 будут охвачены обучением в учебно-производственных мастерских Ирбитского детдома № 1. на расширение и дооборудование которых затрачивается дополнительно 80,0 тыс. руб­лей. В Липчанском детдоме мастерские будут готовы не раньше 2-й четверти нового учебного года.

В ряде детдомов нашей области имеются хорошо оборудованные и рентабельно работающие мастерские: Ирбитский детдом № 1, Ирбитский детдом № 2, Нижнетагильский детдом, Богословский детдом, Верхнешайтанский, Верхотурский № 2 и др. Например, мастерские Ирбитского детдома № 1 при правильной организации учебно-производственной работы воспитанников за 1938 год дали дохода 198,0 тыс. рублей и в 1939 году — 118.0 тыс. рублей. Мастерские Нижнетагильского детдома в соответствии с учебной программой НКП выполняют на десятки тысяч рублей заказов Тагилстрою и Уралвагонзаводу, а предприятия обеспечивают детдом необходимым материалом. Трикотажные мастерские Ирбитского детдома № 1 и Верхотурского детдома № 2 обеспечили все детдома области свитерами, трусиками, рейтузами, рубашками, нижним бельем. За 1938 год и первое полугодие 1939 года трикотажные мастерские детдомов изготовили и сдали на склад облоно (кроме личных потребностей) разных трикотажных изделий на 572,0 тыс. рублей. Пошив верхнего и нижнего белья для воспитанников, ремонт и частичный пошив обуви организован исключительно в учебно-производственных мастерских детдомов.

Основная масса воспитанников детдомов поняла, что их обязанность состоит не только в том, чтобы аккуратно посещать мастерские, но за время пребывания в детдоме получить определенную профессию. Пребывание трудоустроенных воспитанников на время каникул в детдомах наглядно показывает остальным детям преимущество подростков, имеющих профессиональную подготовку. Сознательное отношение к работе в мастерских является характерной особенностью истекшего учебного года. Этот вывод ярко иллюстрируют следующие примеры:

а) в Ирбитском детдоме № 2 в 1938/39 уч. году подлежало обучению в мастерских 204 чел., все ребята посещали мастерские и в конце года получили следующие оценки: «отлично» 61 чел., «хорошо» 72, «посредственно» 32 и только 3 чел. «плохо». Успеваемость за год составляет 98,2%. Правильная организация учебно-производственной работы с воспитанниками обусловила перевыполнение финансово-производственных планов мастерских за 1-е полугодие 1939 года план выполнен: швейной мастерской — на 130% столярной мастерской — на 105.7%, слесарной мастерской — на 125. И только обувная мастерская выполнила план на 77% из-за отсутствия материалов;

б) в Ирбитском детдоме № 1 подлежало охвату учебно-производственными мастерскими 212 детей. Все 212 воспитанников аккуратно посещали мастерские, и все аттестованы. Результаты годовых оценок: «отлично» 116 чел., «хорошо» — 83 чел., «посредственно» — 13 чел. Финансово-производственные планы по большинству мастерских за 1-е полугодие 1939 года перевыполнены: швейная — 124,9%. слесарная — 164,7%, столярная — 146,2%, трикотажная — 82,7%, обувная — 34,4%, недовыполнение плана в трикотажной и обувной мастерских объясняется отсутствием материалов (подошвенная кожа и нитки).

Аналогичные примеры о работе мастерских можно привести по Нижнетагильскому. Верхнешайтанскому. Богословскому, Серовскому. Верхотурскому детдомам и специальными школами г. Свердловска.
Одновременно следует отметить, что в ряде детдомов, особенно в детдомах, отошедших к нам из Челябинской и Омской областей, производственное обучение воспитанников организовано еще плохо: Липчинскнй детдом не имеет мастерских, в Тавдинском, Камышловском и Талицком детдомах мастерские плохо оборудованы.

В Нижнетуринском, Нижнеисетском детдомах отсутствует необходимая культура.

В 1939 г. из детдомов и специальных школ Свердловской области подлежит трудоустройству на предприятиями учебные заведения 324 человека, фактически на 1/VIII-1939 г. трудоустроено 233 чел. Остальные воспитанники будут трудоустроены до 1/1Х-1939 года. Материал о выполнении мест, предоставленных Наркомпросом по отдельным Наркоматам — прилагается***.

VIII. Подготовка к новому учебному году

1) В соответствии с указаниями Наркомпроса все детдома, расположенные в сельской местности, после окончания учебного года перешли на летний режим, а детдома, находящиеся в городах, вывезли детей в пионерские и, частично, санаторные лагеря. На основании постановления секретариата ВСЦСП о выделении детдому 5% средств, отпускаемых профсоюзными организациями на оздоровительную работу среди детей, многие детдома получили значительные суммы или путевки в лагеря предприятий. Только обкомами и ЦК профсоюзов было выделено детдомам области 71,5 тыс. рублей на оздоровительную работу среди воспитанников.

Кроме того, ряд детдомов получили крупные суммы в районах. Например, Серовский детдом (300 воспитанников) получил на оздоровительную работу с детьми от заводского комитета металлургов 37,0 тыс. рублей, Богословский детдом (180 воспитанников) в течение 2-х месяцев содержал детей в лагерях за счет профсоюзов, Нижнетагильский детдом до 50 % детей помещали в пионерлагеря разных предприятий района и т.д.
Подробный отчет о летней оздоровительной работе с детьми будет представлен в НКП дополнительно.

2) I9/VI-1939 года президиум облисполкома заслушал доклад облоно об итогах учебного года и принял постановление о подготовке детдомов к новому учебному году.

На основании постановления президиума облисполкома в большинстве районов, где находятся детдома, заслушаны доклады директоров об итогах учебного года на президиумах райисполкомов и горсоветов. В Ирбитском, Верхотурском, Серовском, Тагильском районах проведены кустовые совещания с обсуждением итогов истекшего учебного года и задач подготовки к новому учебному году с участием работников облоно.

С 14/VII по 17/VII-1939 г. проведено областное совещание воспитателей-отличников детдомов с участием директоров и завучей детдомов. На совещании обсуждались следующие вопросы.

1) Доклад о задачах коммунистического воспитания детей в свете реше­ния XVIII съезда ВКП(б).

2) Доклад зам. зав. облоно об итогах истекшего учебного года и задачи подготовки к новому учебному году.

После пленарного заседания работали две секции:
а) Внешкольная работа в детдоме — руководил секцией работник областного дома художественного воспитания детей.
б) Методическая работа в детдоме — руководитель – завуч Нижнетагильского детдома.

За успешное окончание учетного года Нижнетагильскому детдому вручено переходящее Красное знамя президиума облисполкома, Богословский детдом премирован пианино.

За отличную работу было премировано 28 работников детдомов — 8 чел. костюмами, 4 чел. патефонами, 5 — часами и 9 чел. путевками на курорт и дальние экскурсии. Части работников объявлена благодарность с занесением в трудовые книжки.

Во время областного совещания была организована выставка изделий учебно-производственных мастерских, которая получила хорошую оценку со стороны работников детдомов и представителей общественности. На выставку было представлено свыше 1000 экспонатов, особенно интересные и ценные изделия привезли детдома: Нижнетагильский — по слесарно-токарному и столярному делу, Ирбитский № 1 —по трикотажу и металлообработке, Серовский детдом — художественные работы и столярно-декоративные изделия.

3) Финансирование.

За 7 месяцев 1939 года детдома и специальные школы должны были получить по утвержденным кассовым планам 9542,0 тыс. руб., а фактичес­ки на 1/VII1-1939 года получено 9457,0 тыс. руб. Крупнейшим недостатком в финансировании является нарушение облфо установленных сроков переводов средств. Вместо того чтобы перечислять деньги детдомам 2 раза в месяц, облфо переводит мелкими партиями 7—8 раз в месяц, чем безусловно нарушает нормальную работу учреждений. Средства на ремонт, заготовку топлива и др. расходы переводятся не раз в квартал, а также небольшими суммами несколько раз в месяц.

4) Ремонт.

Большинство зданий, занимаемых детдомами, требуют капитального ремонта, а помещения Верхнетавдинского детдома, отошедшего к нам из Омской области, и часть зданий Нижнешайтанского детдома пришли в полную негодность.

Выделенные Наркомпросом средства на ремонт в сумме 340.0 тыс. рублей не удовлетворяют минимальных потребностей детдомов, поэтому президиум облисполкома в июне месяце разрешил облоно израсходовать на ремонт детдомов дополнительно 700,0 тыс. руб. за счет средств, выделенных на ремонт школ. 1040,0 тыс. рублей отпущено детдомам на ремонт. В большинстве детдомов области ремонт зданий будет закончен до начала занятий — Серовский детдом. Кушвинский, Нижнетагильский, Нижнеисегский, Свердловский, Черноисточинский, Ирбитские детдома № 1, 2. 3, 4. 5 и др. Часть детдомов ремонт закончили — Богословский, Свердловский, Висимо-Уткинский. Туринский. Затягивается ремонт детдомов Верхотурских № 1 и 2, которым отпущено на внелимитные затраты 160,0 тыс. рублей. Нижнешайтанского и Камышловского детдомов — из-за отсутствия необходимых строительных материалов и недостатка рабочей силы.

До настоящего времени не решен вопрос о переводе детей из Тавдинского детдома, здания которого списаны по балансу леспромхозом еще в 1935 году и совершенно непригодны для размещения детей.

5) Обмундирование и оборудование.

Все фонды, выделенные Наркомпросом, облоно выкупаются своевременно, но указанные фонды крайне незначительны и, естественно, не могут удовлетворить потребности детдомов и специальных школ.

Этот вывод ярко иллюстрируется следующим фактом: на III квартал 1939 года детдомам и специальным школам утверждено по статье обмундирования 1489,0 тыс. рублей, Наркомпрос выделил за III квартал с.г. фонд товаров в сумме 820,0 тыс. руб., или 55% к нашим потребностям. Особенно большой недостаток ощущается в бельевой мануфактуре, верхней одежде и обуви. Трудно себе представить, что бы было в детдомах, если в нашей области не работали трикотажные мастерские. В настоящий момент детдома и спецшколы проводят ремонт старой обуви, ремонт одежды и. частично, новый пошив за счет фондов, полученных от облоно. Для нормального начала учебного года в III квартале 1939 года нашей области необходимо выделить дополнительно следующие промышленные товары (заявка прилагается***).

Большую работу провели по изготовлению нового оборудования Свердловские спецшколы. Например, Свердловская школа глухонемых № 95 приготовила 195 шт. новых парт. Свердловская школа № 93 — 150 парт. Ремонт и поделка нового оборудования в детдомах организована в учебно-производственных мастерских силами инструкторов и наемной рабочей силы.

6) Приобретение учебников, учебных пособий и канцелярских принадлежностей.

Президиум облисполкома в своем постановлении от 19/V1-1939 г. обязал облКОГИЗ и облпотребсоюз обеспечить продажу учебников, канцелярских товаров детдомам вне очереди. В соответствии с данным указанием, детдома выкупают учебники, поступающие в магазины КОГИЗа, и многие детдома приобрели учебники полностью. Тетради детдомам и спецшколам будут отпускаться в централизованном порядке со склада облоно.

7) Комплектование детдомов работниками и воспитанниками.

Весь состав воспитателей, зав. интернатами, директоров и завучей персонально проверен и утвержден облоно. В настоящий момент директора есть во всех детдомах, завучей недостает в 4-х детдомах и не хватает 60 чел. воспитателей. Недокомплект воспитателей будет пополнен за счет прибытия в детдома 30 чел., окончивших педагогические училища, и остальных подберем из числа оканчивающих педагогические курсы.

До 20/VIII-1939 г. облоно обязан перевести 270 детей школьного возраста из дошкольных детдомов в школьные. Эта работа будет закончена своевременно, а отсюда все дети дошкольного возраста из приемников НКВД и домов ребенка будут до 1/1 Х-1939 года приняты в детдома нашей системы.

Значительно хуже обстоит дело с приемом в детдома детей школьного возраста. В настоящее время перекомплект в школьных детдомах составляет 860 чел., а мы обязаны до 1/1Х-1939 года принять дополнительно из приемников НКВД 208 чел. и от райгороно — 150 чел. Указанное обстоятельство осложняется еще и тем, что нам придется 170 чел. детей Верхнетавдинского детдома и 50 чел. Нижнешайтанского детдома размещать также в детдомах области.

вободные места в детдомах за счет трудоустройства уже заполнены детьми из приемников НКВД.

*Зав. сектором детдомов облоно подпись неразборчива

ГАРФ. Ф. Л-2306. On. 70. Д. 5381. Л. 1-21. Машинопись. Подлинник

____________________
* Надпись рукой: «Кульдяйкиной».
** XVIII съезд ВКП(б) состоялся 10-21 марта 1939 г. Съезд призвал усилить борьбу за предотвращение мировой войны, против фашистской агрессии. Подвел итоги 2-й пятилетки и отметил, что социализм в СССР в основном построен, страна вступила в полосу завершения строительства социалистического общества. Утвердил 3-й пятилетний план развития народного хозяйства на 1938-1942 гг. В новой редакции был принят Устав партии, предусматривающий расширение внутрипартийной демократии в связи с изменениями классовой структуры советского общества.
*** Не обнаружено.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com