19.05.2016 версия для печати

Предложения Аппарата Уполномоченного Межведомственной Рабочей группе при Свердловском областном суде

В октябре 2015 года при Свердловской областном суде была создана Межведомственная Рабочая группа по вопросам дружественного к ребенку правосудия в системе правоприменительных органов, в состав которой вошёл руководитель оперативно-правового отдела Аппарата Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области Евгений Данилов.

Одним из первых поручений Рабочей группы стало предложение участникам подготовить предложения по решению насущных проблем в сфере соблюдения государственных гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Предлагаем вниманию заинтересованных лиц предложения, подготовленные Аппаратом Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области.

Предложения
Аппарата Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области,
направленные для рассмотрения в Межведомственной Рабочей группе при Свердловском областном суде по вопросам дружественного к ребенку правосудия в системе правоприменительных органов Свердловской области

18 мая 2016 г.

Во исполнение решения секции по вопросам дружественного к ребёнку правосудия Межведомственной Рабочей группы при Свердловском областном суде от 31.03.2016 г. Аппаратом Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области проведён анализ состоянии законодательства в части обеспечения контроля исполнения законным представителем ребёнка обязательства о его наделении правом собственности в отношении объекта жилой недвижимости

1. Согласно ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на улучшение жилищных условий, в том числе путём приобретения жилого помещения, его строительства, реконструкции, а также уплаты первоначального взноса и (или) погашения основного долга по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения.

При этом жилое помещение, приобретённое (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребёнка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

Лицо, получившее сертификат, имея намерение улучшить жилищные условия, обращается в Пенсионный Фонд РФ с соответствующим заявлением, где обозначает вид расходов, на которые должны быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, размер указанных средств, а также приобщает ряд обязательных документов, в том числе письменное обязательство об оформлении жилого помещения в общую собственность этого лица, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребёнка и последующих детей).

В соответствии с «Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 г. № 862, такое засвидетельствованное в установленном законодательством Российской Федерации порядке письменное обязательство должно быть реализовано:

  • в течение 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом РФ средств материнского (семейного) капитала лицу, осуществляющему отчуждение жилого помещения, а в случае приобретения жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа − в течение 6 месяцев после внесения последнего платежа, завершающего оплату стоимости жилого помещения в полном размере;
  • в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения − в случае приобретения или строительства жилого помещения с использованием ипотечного кредита (займа).

Необходимо отметить, что рассматриваемый Федеральный закон каких-либо контрольных функций за исполнением письменного обязательства лица, приобретшего (построившего, реконструировавшего) объект жилой недвижимости с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, об оформлении его в общую собственность с супругом и детьми не предусматривает. Соответственно, не определён и контролирующий государственный орган.

Вместе с тем, указанные обстоятельства могут способствовать нарушениям имущественных прав несовершеннолетних и не обеспечивать наилучших интересов детей со стороны их законных представителей, недобросовестно относящихся к выполнению требований законодательства, а иногда и создать благоприятные условия для совершения правонарушений мошеннического характера.

2. В ходе анализа действующего законодательства и складывающейся практики его применения в разрезе рассматриваемой проблематики специалистами Аппарата Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области был выявлен ещё один важный проблемных вопросов.

Статьёй 21 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусмотрено обязательное предварительное разрешение органа опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного.

В частности, опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

Данное требование содержится и в статье 37 Гражданского кодекса РФ.

При обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного.

Однако необходимо понимать, что рассматриваемый Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, включая малолетних и несовершеннолетних лиц.

В тоже время часть 5 статьи 21 Федерального закона «Об опеке и попечительстве устанавливает, что описанные выше правила применяются и к выдаче органом опеки и попечительства согласия на отчуждение жилого помещения в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 292 Гражданского кодекса РФ, согласно которой отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.

08.06.2010 г. Конституционным судом РФ было вынесено постановление «По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой».

Так, Конституционным судом РФ было постановлено признать пункт 4 статьи 292 ГК РФ в части, определяющей порядок отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника данного жилого помещения, если при этом затрагиваются их права или охраняемые законом интересы, не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой содержащееся в нём регулирование - по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, - не позволяет при разрешении конкретных дел, связанных с отчуждением жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, обеспечивать эффективную государственную, в том числе судебную, защиту прав тех из них, кто формально не отнесен к находящимся под опекой или попечительством или к оставшимся (по данным органа опеки и попечительства на момент совершения сделки) без родительского попечения, но либо фактически лишён его на момент совершения сделки по отчуждению жилого помещения, либо считается находящимся на попечении родителей, при том, однако, что такая сделка – вопреки установленным законом обязанностям родителей – нарушает права и охраняемые законом интересы несовершеннолетнего.

Более того, часть 3 статьи 60 Семейного кодекса РФ (имущественные права ребёнка) прямо устанавливает, что при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребёнка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, исходя из содержания описанных выше законодательных установлений следует, что родитель ребёнка, также как и опекун либо попечитель, без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать сделки по сдаче имущества несовершеннолетнего внаём, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества ребёнка (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих ему прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости этого имущества.

Вместе с тем, приведённым выше действующим федеральным законодательством, как и в ситуациях правоотношений в части использования средств материнского капитала, необходимые контрольные функции также не предусмотрены, что в свою очередь может приводить к нарушениям имущественных прав несовершеннолетних.

В Свердловской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти в сфере опеки и попечительства является региональное Министерство социальной политики.

12.08.2015 г. обозначенным Министерством был издан приказ № 485 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области − управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области государственной услуги «Выдача предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделки по распоряжению недвижимым имуществом, принадлежащим подопечному».

Указанный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления государственной услуги по выдаче предварительного разрешения на совершение сделок по распоряжению недвижимым имуществом подопечного, в том числе исчерпывающий перечень документов, представляемых заявителем, для их изучения, анализа и оценки.

Изучением Административного регламента был установлен ряд факторов, способных приводить к нарушениям имущественных прав детей (не смотря на то, что наличие этих факторов может быть обусловлено пробелами отмеченного выше федерального законодательства).

  • Обращает на себя внимание факт отсутствия в тексте Административного регламента права требования от заявителя документов, подтверждающих исполнение установлений законодательства в случаях приобретения отчуждаемого в настоящее время жилого помещения с использованием средств материнского капитала (например, все ли несовершеннолетние члены семьи были наделены правом собственности?).
  • В связи с отсутствием в федеральном законодательстве положений о контроле исполнения обязанности по наделению несовершеннолетних правом собственности в соответствующих случаях, рассматриваемый регламент также не предусматривает какого-либо контроля со стороны специалистов территориальных Управлений социальной политики за реализацией выданного приказа о предварительном разрешении на совершение сделки по распоряжению недвижимым имуществом.

Как показывает практика, не смотря на упоминание в обозначенном приказе необходимости предъявления заявителем в Управление социальной политики в течение месяца после государственной регистрации права соответствующего свидетельства, гражданами, как правило, данная обязанность не исполняется, а у соответствующих должностных лиц не имеется юридических оснований для принятия мер реагирования.

Как было указано ранее, из содержания ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» следует, что совершение сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества несовершеннолетнего, не допускается. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства как раз и требуется при совершении сделки по отчуждению имущества, то есть когда действия опекуна или попечителя (включая родителя) могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества.

Таким образом, органы опеки и попечительства, фактически проверяя законность сделки по отчуждению недвижимости, устанавливают, соответствует ли она интересам несовершеннолетних (совершена ли к его выгоде).

То есть, если речь идёт о продаже одной квартиры и о приобретении другой, органу опеки необходимо достоверно знать, что полученная несовершеннолетним в результате сделки квартира будет, как минимум, аналогичной либо более удобной, комфортабельной, дорогостоящей, чем ранее принадлежащее ему жилье.

Приведённая позиция вытекает и из смысла Рекомендаций по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации, утверждённых письмом Министерства образования и науки РФ от 25.06.2007 г. № АФ-226/06.

Представляется, что при данных обстоятельствах было бы целесообразным предусмотреть обязанность должностных лиц органов опеки и попечительства в определённых случаях проводить обследование как отчуждаемого, так и приобретаемого жилого помещения.

Принимая во внимание изложенное, полагаем целесообразным инициировать внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» либо принятие нормативного правового акта Свердловской области, устанавливающего обязательный для применения Порядок выдачи предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав несовершеннолетних, в том числе при совершении сделок с объектами недвижимости (в том числе путём внесения дополнений в существующий Административный регламент).

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com