Главная → Библиотека → ДокладыИные
19.04.2012 версия для печати

Выступление Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области перед депутатами Законодательного Cобрания Свердловской области 18.04.2012

Уважаемая Людмила Валентиновна!
Уважаемые депутаты Законодательного Cобрания!
Уважаемые участники заседания!

Свое выступление я бы начал с предложения вернуться мысленно назад во времени, т.е. в сентябрь 2009 года, когда Дмитрием Медведевым был подписан Указ о введении должности Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации.

Во-первых, этот документ обозначил необходимость усиления системы государственной защиты прав детства в России в целом и, во-вторых, рекомендовал введение должности уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, с той же задачей в регионах.

Прошло почти два с половиной года. На сегодняшний день во всех субъектах России появились уполномоченные по правам детей.

Появились в разных статусах, с разными функциями и полномочиями, с разным количественным составом, с различным нормативно-правовым обеспечением. И в этой связи я бы хотел поблагодарить депутатов Законодательного Собрания предыдущего созыва, а сегодня здесь присутствуют те, кто работал в том составе, за принятый «Закон об уполномоченном по правам ребенка в Свердловской области», за добротный, действенный документ. Если хотите – прикладной, а не декларативный документ. Кстати, полностью соответствующий требованиям Европейского стандарта для независимых организаций по защите прав детей (ENOC).

Но вместе с тем появление института уполномоченных по правам ребенка вызывает горячие споры в обществе и по сей день.

Споры о необходимости его введения. Если честно, то и сам я до момента назначения с некоторыми сомнениями относился к сложившейся ситуации. Почему? В России сформирована неплохая нормативно-правовая база, касающаяся обеспечения реализации прав детей, существует ряд организаций стоящих на защите прав ребенка.

2011 год, на мой взгляд, расставил все на свои места. 2011 год стал для уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области, его аппарата, годом становления, годом определения своего места и роли в общей системе государственной защиты прав детства. И, наверное, 2011 год стал годом, который подтвердил необходимость и своевременность введения института Уполномоченного по правам ребенка в нашей области. Та работа, которая была проведена, а главное – результаты этой работы именно об этом и говорят.

Я далек от мысли о том, что до появления отдельной государственной структуры, занимающейся защитой прав детей, в области в этом направлении ничего не делалось.

Татьяной Георгиевной Мерзляковой, сотрудниками аппарата уполномоченного по правам человека, был заложен серьезный фундамент для дальнейшего развития темы защиты прав детства. Их опыт работы, своевременные советы и подсказки позволили нам намного сократить время вхождения в ситуацию. Позволю себе напомнить Вам, уважаемые депутаты, трактовку понятия «Защита прав детей». Защита прав детей – Это совокупность моральных и правовых норм, защищающих ребенка, его человеческое достоинство во взаимоотношениях (обращаю ваше внимание) с государством и должностными лицами.

Подписав в 1990 году Конвенцию о правах ребенка, наше государство взяло на себя обязательство «… наилучшим образом обеспечивать интересы ребенка и предоставлять детям особую защиту и заботу» (ст. 3, Конвенция о правах ребенка).

На сегодняшний день, так или иначе, в реализации прав детей задействованы более 20 министерств, ведомств, организаций и учреждений.

Та работа, которую мы провели в прошлом году, говорит о том, что государство (а это как раз те самые ведомства, организации, учреждения) не всегда в полной мере исполняет взятые на себя обязательства в сфере защиты прав детей.

Очень часто институт уполномоченного по правам ребенка воспринимают как орган исполнительной власти. Это не так. Уполномоченный призван, как раз, обеспечивать соблюдение гарантий прав ребенка при реализации своих функций органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления и, при необходимости, если его права нарушаются, вмешиваться в процесс с целью восстановления нарушенных прав.

С целью реализации поставленной в законе задачи Уполномоченным и сотрудниками его Аппарата было посещено 35 муниципальных образований Свердловской области. Проверено более 170 организаций, служб и учреждений систем: образования, социальной защиты населения, здравоохранения, в ходе которых выявлено более 600 нарушений. Основной объём проверок пришёлся на летний период и начало сентября, поскольку основными задачами являлись получение информации об организации быта детей в летний период и подготовка учреждений к началу нового учебного года. И, добавлю еще, практически 50% этих проверок проводились без предварительного предупреждения.

Основными недочетами в работе выше указанных структур являлись:

  • недостаточная и неэффективная работа по обеспечению сохранности жилых помещений детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях государственного воспитания; - длительные сроки определения статуса ребенка;
  • недостаточная работа по координации деятельности при организации защиты прав детей, пострадавших от насилия, подвергающихся жестокому обращению в образовательных учреждениях;
  • формальный подход к разработке программ реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении и, в следствии того, слабой работы по их поддержке и сопровождению;
  • отсутствие принципиального подхода, основанного на интересах ребенка, к вопросу лишения родительских прав (ограничения в родительских правах) нерадивых родителей;
  • нарушение требований организации питания;
  • ненадлежащая организация охраны, как физической, так и технической (нарушена сохранность ограждений, въездных групп) ;
  • нарушения при организации хранения лекарственных средств;
  • неисполнение требований трудового Кодекса (ст. 331) о запрете приема на работу лиц ранее осужденных за насильственные преступления;
  • не проведение практических занятий по оказанию первой медицинской помощи, действий при чрезвычайных ситуациях.

Всего в 2011 году в адрес Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области обратилось 1912 человек, 416 человек принято Уполномоченным и сотрудниками Аппарата во время личного приёма в Екатеринбурге и в других городах Свердловской области. Кроме того, 136 жителей Свердловской области обратились в адрес Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка П.А. Астахова, который, в свою очередь, поручил разобраться в указанных проблемах и принять соответствующие меры Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области.

По результатам первичных рассмотрений обращений граждан, содержащих просьбы об оказания содействия или конкретной помощи, Аппаратом Уполномоченного было подготовлено 1258 запросов информации, принято к производству 658 дел о вероятных нарушениях прав и законных интересов детей. В результате проверочных мероприятий было выявлено 285 случаев нарушения прав детей.

Опыт работы в 2011 году показал, что одним из важнейших механизмов реакции Уполномоченного на ситуации, нарушающие права и законные интересы детей в Свердловской области, является подготовка им заключений, содержащих предложения о мерах по восстановлению нарушенных прав. Всего в отчётном году было подготовлено 29 официальных заключений Уполномоченного по правам ребёнка.

Действительно, работа со случаем, как мы говорим, очень важный момент в нашей работе: устранение нарушений, восстановление нарушенных прав – все это очень важно. Но важнее всего это недопущение в будущем нарушения прав детей в любых проявлениях. Ничего нового не открою – профилактика самое действенное оружие в решении социальных проблем. А решать вопросы профилактики на абстрактных примерах – дело не благодарное. Мы поняли, что работа со случаем это и есть начало профилактической работы.

Если вы посмотрите на структуру и содержание наших заключений, то увидите, что сначала идет анализ (достаточно глубокий, с выявлением всех причинно-следственных связей) с дальнейшим выходом на формулирование предложений и рекомендаций в адрес органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителей организаций и учреждений.

Уважаемые депутаты законодательного собрания! Развитие гражданского общества в России продолжается.

События 2011 года еще раз подтвердили то, что этот процесс не только продолжается, но и начинает набирать обороты. И, если честно, меня это радует. Ресурс гражданских инициатив обязательно должен быть востребован государством. Особенно инициатив социальной направленности. Основными носителями и «локомотивами» идей гражданского общества в сфере защиты прав детства выступают общественные и некоммерческие организации. Их в Свердловской области достаточно большое количество. Они очень разные и радует то, что площадка Аппарата уполномоченного по правам ребенка стала как раз той площадкой, на которой они могут свободно, в конструктиве озвучивать свои мысли, искать поддержку у государства для реализации своих проектов, направленных на развитие системы защиты прав ребенка.

На наш взгляд сегодня выстраивается алгоритм действий государства в принятии решений по реализации запросов общества. В нашем случае, на мой взгляд, это должно выглядеть так. Некоммерческий сектор формулирует свои предложения по решению той или иной проблемы детства (их может быть несколько), в рамках деятельности аппарата уполномоченного формулируется единый подход к ее решению и эта тема транслируется законодателю, т.е. вам для придания этому решению формы нормативно-правового акта. В этом смысле я искренне надеюсь на вашу поддержку.

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания Свердловской области. 2011 год был первым годом моей работы. Этот год позволил мне проанализировать ситуацию, сложившуюся в Свердловской области в сфере защиты прав детей и сделать некоторые выводы которыми я поделюсь с вами.

Можно с уверенностью констатировать, что в Свердловской области сформирована система защиты прав детства и она достаточно устойчиво функционирует. Это подтверждается:

  1. нормативно-правовым обеспечением, позволяющим в полной мере реализовать права детей;
  2. наличием программ с планами конкретной работы по улучшению демографической ситуации через правозащитные механизмы;
  3. обеспечением достаточного финансирования мероприятий программ, реализующих права детей.

Вместе с тем необходимо отметить, если раньше мы, как правило, при классификации случаев чрезвычайных ситуаций с детьми относили их к двум факторам – системному и человеческому. Системный он и есть - системный. А к Человеческому, как из ряда вон выходящему. То в настоящее время, к великому сожалению, человеческий фактор становиться системным. Об этом говорят наши наблюдения, об этом говорит наша работа со случаями нарушения прав детей.

Мы очень часто слышим, что государство, как система, работает не эффективно. Но государство – это мы с вами. И от того как каждый на своем месте будет исполнять свои обязанности и будет зависеть благополучие нашего государства и в конечном счете благополучие наших детей.

Спасибо.

комментарии 

 
#2 редактор 09.04.2013 05:10

Уважаемый Николай Владимирович!

Вас с семьей выселили на основании вступившего в законную силу судебного решения.

Ранее Вам уже разъяснялось то, что согласно действующему законодательств у проверка законности решений суда осуществляется только вышестоящим судом, а вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребёнка или Уполномоченным по правам ребёнка в Свердловской области является недопустимым.

Кроме того, из содержания предварительно изученных мотивированных судебных решений от апреля 2006 г. и октября 2010 г., которые проверены вышестоящими судебными инстанциями и носят законный и обоснованный характер, следует, что оспариваемые Вами вопросы возникли задолго до рождения малолетнего внука, а в настоящее время каких-либо данных, свидетельствующ их о нарушении его жилищных прав, не имеется.

Исходя же из исследованных судом обстоятельств, явствует, что права на трёхкомнатную квартиру по ул. К. Вы так и не приобрели. В тоже время, являясь военнослужащим, Вы совместно с женой и двумя дочерьми проживали в трёхкомнатной квартире по ул. Б. в г. Екатеринбурге, предоставленной Вашей супруге в 1983 году. В ордер на данную квартиру были включены Вы и одна из дочерей (М.). Однако в 2004 году указанная квартира была приватизирована Вашей женой и второй дочерью, а Вы отказались от участия в приватизации. На учёте лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Вы не состояли. Судом было также установлено, что о предоставлении квартиры по ул. К. исключительно для временного проживания Вам было достоверно известно.
Цитировать
 
 
#1 Николай Денисов 05.04.2013 14:21

К моему глубокому сожалению Всё это пустые слова и не желание аппарата УПР защитить законные права малолетнего ребенка, т.к. его родители исчерпали все возможности по защите законных прав ребёнка на Жильё!!! Неоднократно обращались в адрес УПР области, РФ с просьбами о помощи, НО В ответ пустые отписки, которые очень ранят и унижают!!
Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com