05.11.2014 версия для печати

РЕЗОЛЮЦИЯ семинаров-совещаний на тему: «Управление рисками социальной безопасности детства»

РЕЗОЛЮЦИЯ
семинаров-совещаний на тему:
«Управление рисками социальной безопасности детства»

• Северный Управленческий округ, г. Краснотурьинск, 16.09.2014 г.
• Восточный Управленческий округ, г. Алапаевск,18.09.2014 г.
• Западный Управленческий округ, г. Первоуральск, 30.09.2014 г.
• Южный Управленческий округ, г. Каменск-Уральский, 01.10.2014 г.
• Горнозаводской Управленческий округ, г. Нижний Тагил, 02.10.2014 г.
• г. Екатеринбург, 09.10.2014 г.

 

В целях подготовки к проведению Всероссийской научно-практической конференции «Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства» в Свердловской области с 16 сентября по 9 октября 2014 года проведена серия семинаров-совещаний для органов, учреждений и организаций, осуществляющих функции по защите прав и интересов детей.

Данная Конференция проводится в рамках проекта по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы под девизом «Я нужен России!» и проекта политической партии «Единая Россия» – «России нужен каждый ребенок». Её организаторами выступили: Губернатор Свердловской области, Уполномоченный по правам ребёнка и Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Семинары проведены в пяти управленческих округах Свердловской области и в городе Екатеринбурге, в них приняли участие представители областных министерств образования, социальной политики, культуры, спорта и молодежной политики, а также подведомственных им учреждений и организаций. Муниципальные образования Свердловской области были представлены руководителями органов местного самоуправления, учреждений и организаций социальной направленности, а также представителями региональных детских общественных организаций. Также в работе семинаров приняли участие руководители и сотрудники территориальных органов прокуратуры, полиции, следственного комитета, МЧС и ФСИН.

Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области И.Р. Мороков представил доклад, в котором изложил общие направления и вопросы формирования и обеспечения работы системы управления рисками социальной безопасности детства. На ярких и образных примерах из практики работы были разобраны характерные ошибки в работе субъектов системы профилактики детского неблагополучия, которые привели к серьёзным нарушениям прав и законных интересов несовершеннолетних.

Общую теорию управления рисками социальной безопасности детства представил заведующий кафедрой социальной безопасности Уральского федерального университета, Э.В. Патраков.

Представители прокуратуры области и подразделений по делам несовершеннолетних полиции довели до участников совещания информацию о состоянии работы по соблюдению законодательства о несо¬вершеннолетних, об уровне подростковой преступности и преступлений в отношении несовершеннолетних.

Участию институтов гражданского общества в регулировании рисков безопасности детства было уделено особое внимание. Сообщение по данной тематике сделала представитель Общественной палаты Свердловской области – заведующая кафедрой права и методики его преподавания факультета юриспруденции Уральского государственного педагогического университета В.Н. Ильченко.

После пленарной части семинара его участники обсудили имеющиеся проблемы в рамках работы четырех секций:

1) «Управление социальными рисками в системе образования и здравоохранения»;
2) «Комиссии по делам несовершеннолетних, как системообразующий фактор в управлении рисками социальной безопасности детства»;
3) «Роль органов социальной защиты в системе управления рисками»;
4) «Роль институтов гражданского общества и семьи в повышении эффективности и стабильности системы управле¬ния социальными рисками безопасности детства».

Результаты работы секций были обсуждены на подведении итогов семинара-совещания и сформулированы в виде конкретных предложений органам власти, в том числе законодательной.

При подведении итогов было отмечено, что большинство проблем в работе обеспечения и защиты прав детей вызвано системными рисками, связанными с работой органов и учреждений системы профилактики, которые в значительной степени касаются деятельности комиссий по делам несовершеннолетних. Именно этот орган государство наделило полномочиями по координации и организации работы по профилактике безопасности детства, и сегодня он концентрирует все нити процесса управления рисками социальной безопасности детства.

Всего в семинарах-семинарах приняло участие более 1000 человек.

В ходе дискуссий, участники семинаров предприняли попытку выработать оптимальные механизмы для реализации управленческих решений, которые позволили бы минимизировать риски детского неблагополучия.

По итогам обсуждения в рамках рабочих секций и в ходе пленарного заседания участники форума считают необходимым заявить:

Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из приоритетных направлений органов государственной и муниципальной власти, институтов гражданского общества и должно носить системный и последовательный характер, корректироваться исходя из задач, которые ставит Президент Российской Федерации.

При этом базовыми документами, определяющими государственную и региональную политику в отношении семьи и детей на ближайшую перспективу, являются Национальная стратегия действий в интересах детей и принятая в соответствии с ней Стратегия действий в интересах детей в Свердловской области.

Однако следует отметить, что по ряду позиций ситуация с реализацией основных положений нормативных актов, да и фактическое состояние дел в сфере обеспечения основных параметров социальной безопасности детства вызывает крайнюю озабоченность и тревогу и требует принятия дополнительных мер со стороны органов, уполномоченных в сфере защиты прав и законных интересов детей.

Во-первых, – это проблемы с должным обеспечением основного права ребёнка – права на охрану его жизни и здоровья. Объективная ситуация говорит о сохраняющихся негативных тенденциях, связанных с гибелью и травмированием детей в чрезвычайных происшествиях, с угрозами здоровью детей при организации школьного питания и из-за ненадлежащего обеспечения физической безопасности в общеобразовательных учреждениях и оздоровительных лагерях.

Особую тревогу вызывает непрекращающийся вал смертности детей в результате бытовых пожаров, который год от года растет.

Во-вторых, – это возросшая в последние годы угроза жизни и здоровью малолетних детей вследствие преступных посягательств взрослых и, в первую очередь, в отношении их половой неприкосновенности. Это и резкий рост подростковой преступности, в ряде случаев превышающий показатели прошлых лет в несколько раз.

В-третьих, – это проблемы в должной работе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые в большей степени касаются деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, являющихся координаторами этой важнейшей работы.

В-четвертых, – требует тщательного анализа и организации практических мероприятий ситуация в сфере образования. Сегодня отмечается снижение порогового уровня при сдаче ЕГЭ, а это говорит о снижении уровня образования, нарастают проблемы в области социально-психологической устойчивости детей, требует пристального внимание состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ, наблюдается падения морально-нравственных установок подрастающего поколения. Уже и церковь проявила свою озабоченность происходящими процессами в морально-нравственном развитии подрастающего поколения.

В-пятых, – необходимы новые подходы к решению основной проблемы детства – проблемы укрепления семьи. Логика развития российского государства, его упрочения, требует принятия дополнительных мер по укреплению института традиционной семьи и обращения внимания не только на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, но и на детей из семьи группы «норма».

Для того чтобы рождаемость в стране и далее неуклонно шла вверх, необходима поддержка молодых семей, многие из которых не выдерживают трудностей периода семейного становления. Отсутствие собственного жилья, недостаток материальных средств, сложности с устройством детей – это только малый перечень проблем, которые стоят перед многими молодыми семьями

В-шестых, – следует серьёзно задуматься над разработкой комплекса практических мер, направленных на защиту наших детей от той информационной агрессии, которая обрушилась на них в последние годы.

В-седьмых, – обязательно необходимо внести ряд изменений в законодательство, которое должно чётче определить – что такое «семья», в чём заключаются «законные интересы» ребёнка и что такое «жестокое обращение» с детьми? Это не только позволит устранить двусмысленные толкования различных ситуаций в наших семьях, но и снять с повестки проблему «ювенальной юстиции», которая сейчас продолжает будоражить российское общество.

Одним словом современные вызовы требуют адекватного ответа. И не просто ответа, а формирование действенной системы противостояния этим вызовам с созданием эффективной системы управления рисками, влияющими на социальную безопасность детства.

Участники семинаров-совещаний предлагают реализовать комплекс мероприятий по следующим основным направлениям.

I. Управление социальными рисками в системе образования и здравоохранения

1. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области:

1) в целях обучения родителей мерам по обеспечению комплексной безопасности ребенка при чрезвычайных ситуациях в быту разработать и реализовать на базе образовательных организаций программы «родительского всеобуча» - «Социальная безопасность детства».

Содержание: создание в образовательных организациях Свердловской области единой системы социально-педагогического и психологического сопровождения образовательного процесса и укомплектование её квалифицированными преподавателями, в том числе путём привлечения специалистов системы высшего профессионального образования, специализированных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления (на договорной основе).

Рекомендовать к использованию в образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования и молодёжи Свердловской области.

2) предусмотреть: средства для разработки специализированной программы, позволяющей в автоматизированном режиме обеспечить максимально эффективные условия по ограничению доступа детей в сети интернет к сайтам, содержащим информацию, причиняющую вред психическому здоровью и нравственному развитию несовершеннолетних; последующее бесплатное распространение среди родителей учащихся, обучение использованию;

3) организовать проведение независимого ежегодного аудита состояния социально-педагогической и организационно-управленческой работы в сфере обеспечения комплексной безопасности детей в целях получения независимой оценки состояния работы в организациях и учреждениях образования Свердловской области по вопросам обеспечения комплексной безопасности детей.

4) принять меры по созданию в образовательных организациях Свердловской области единой системы социально-педагогического и психологического сопровождения образовательного процесса и укомплектованию её квалифицированными кадрами.

5) разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий типовые стандарты обеспечения комплексной безопасности в образовательной организации.

6) разработать и рекомендовать к применению типовой договор на оказание услуг по организации питания в образовательной организации и летнем оздоровительном лагере, в котором детально оговорить обязанности и ответственность организации, представляющей услуги, а также права администрации образовательной организации (оздоровительного лагеря) в части контроля за организацией питания.

7) принять меры по удовлетворению потребностей населения Свердловской области в развитии системы ясельных групп в детских садах.

2. Уполномоченным ведомствам и учреждениям (организациям) особое внимание уделить целесообразности и необходимости реализации следующих мер (мероприятий):

1) Организация кабинетов здоровья и центров здоровья в учреждениях здравоохранения и образования, интегрирование их деятельности.

2) Организация обучения сотрудников образовательного учреждения основным приёмам оказания первой помощи пострадавшим.

3) Введение в штатное расписание общеобразовательных учреждений должности:

 

  • специалист по адаптивной физической культуре;
  • педагог-психолог и социальный педагог;
  • логопед.

4) Введение в практику работы индивидуальных ограничений по физической и учебной нагрузке учащимся в зависимости от результатов профилактических медицинских осмотров.

5) Инициирование законодательной инициативы по введению медицинского стажа для штатных медиков образовательных учреждений Свердловской области.

6) Внедрение опыта работы клиник дружественных к молодежи в образовательных учреждениях Свердловской области.

7) Создание службы медиации (введение соответствующей должности в штатное расписание, обучение штатного психолога и т.д.) для решения сложных конфликтных вопросов в учреждениях образования.

8) Рассмотрение возможности:

  • прохождения модульного курса повышения квалификации (ФПК) на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета «Управление рисками образовательной среды: психологический, педагогический, социальный, юридический, медицинский аспекты»;
  • регулярного повышения квалификации педагогов в иных вузах в предметном, психолого-педагогическом и юридическом аспекте;
  • введения в модульные курсы вузов, специализирующихся на повышении квалификации педагогов блока «социально-психологическое сопровождение учащихся».

9) Организация регулярной педагогической и психологической практики студентов специализированных вузов в общеобразовательных учреждениях с целью изучения потребностей в социально-психолого-педагогической помощи учащимся.

10) Создание системы распределения молодых специалистов, а также системы прохождения практик студентами - будущими специалистами (педагоги-психологи, социальные педагоги и социальные работники) в учреждениях образования;

11) Инициирование внесения изменений в нормативные акты для введения обязательной диагностики употребления наркотических средств учащимися общеобразовательных учреждений, начиная с 5-го класса, при прохождении врача психиатра-нарколога во время медицинских осмотров в учреждениях здравоохранения.

II. Комиссии по делам несовершеннолетних, как системообразующий фактор в управлении рисками социальной безопасности детства

1. Правительству Свердловской области:

1) В целях обеспечения эффективного организационного и методического сопровождения деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав рассмотреть вопрос о создании в Аппарате Правительства отдельного структурного подразделения, на которое возложить реализацию указанных функций.

2) Внести изменения в Постановление Правительства Свердловской области от 26.03.2004 г. № 206-ПП «Об утверждении примерных форм документов персонифицированного учёта несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и порядка их заполнения в Свердловской области» в части:

  • расширения согласно действующему законодательству о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних числа субъектов, участвующих в деятельности по выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
  • установления одним из оснований направления субъектом системы профилактики сведений в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав – выявление любых нарушений прав ребёнка, находящегося в социально-опасном положении, совершении им или в отношении него общественно-опасных деяний с определением механизма принятия мер реагирования.

3) Организовывать, используя возможности «Областного телевидения» и ведущих местных телекомпаний регионального и муниципального уровня, печатных СМИ сезонные информационно-пропагандистские акции по предупреждению гибели и травмирования детей в чрезвычайных ситуациях (пожары, утопления, выпадение из окон, травматизм на дорогах и т.д.).

4) Использовать при доработке (разработке) соответствующих административных регламентов – проекты стандартов оказания услуг по предотвращению жестокого обращения с детьми, преодолению семейного неблагополучия и социального сиротства, разработанных «Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения» и рекомендованных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 21.02.2014 г. № 12-1/10/В-876).

5) Предусмотреть в рамках комплексной программы Свердловской области «Безопасность жизнедеятельности населения Свердловской области на 2014-2016 годы» мероприятия по профилактике гибели и травмирования детей в чрезвычайных происшествиях.

6) Инициировать разработку единых показателей для оценки результатов деятельности всех субъектов и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

7) Подготовить пакет предложений в Законодательной Собрание Свердловской области по внесению на федеральный (областной) уровень законодательной инициативы по:

  • ужесточению административной и уголовной ответственности родителей (законных представителей) за неисполнение ими своих обязанностей в отношении детей;
  • определению дефиниций: «семья», «законные интересы» ребёнка, «жестокое обращение» с детьми и «угроза жизни и здоровью» ребенка;
  • введению принудительного лечения наркозависимых несовершеннолетних;
  • внесению жертв преступлений (правонарушений) в перечень лиц профилактики в рамках работы с потерпевшими;
  • введению оплаты труда психологов и педагогов, привлекаемых для участия в следственных действиях с несовершеннолетними, как с потерпевшими, так и с подозреваемыми обвинения.

2.Областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

1) В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» разработать комплекс дополнительных мер, направленных на реализацию организующей роли территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в вопросах осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

2) Подготовить разъяснения по порядку реализации ст. 331 и 351.1 Трудового кодекса РФ о проверке судимости сотрудников, работающих в детских учреждениях.

Особое внимание уделить целесообразности и необходимости реализации следующих мер (мероприятий):

1. Организация экспертизы проектов (действующих) областных нормативных правовых актов на предмет наличия правовых норм, ведущих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних.

2. Организация регулярной профессиональной переподготовки специалистов ТКДН и ЗП.

3. Создание при Центрах помощи семье и детям социально-участковых служб.

4. Восстановление должности школьного инспектора ПДН.

5. Разработка для всех субъектов системы профилактики критериев открытия и закрытия случая – постановки и снятия семьи на учет в связи с социально-опасным положением.

III. Роль органов социальной защиты в системе управления рисками

1. Министерству социальной политики Свердловской области, Министерству общего и профессионального образования Свердловской области и Министерству физической культуры, спорта и молодёжной политики.

1) в целях обеспечения временного размещения матерей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им иной помощи предусмотреть открытие дополнительных центров помощи матерям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации из расчета необходимой потребности на Свердловскую область в количестве до 200 койко-мест со сроком пребывания в них до 6 месяцев, в том числе за счет ликвидируемых учреждений (организаций) образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2) организовать работу по созданию на базе территориальных центров помощи семье и детям специальных комнат, оборудованных зеркалами Гезелла в целях бесконтактного наблюдения за несовершеннолетним в рамках работы с ним психолога, педагога, следователя и т.д. 3) провести антикоррупционную экспертизу положений законодательства об опеке на предмет наличия коррупциогенных факторов при реализации норм, регулирующих выдачу разрешений для родителей (законных представителей) семей, отнесенных к группам риска и реализующим жильё.

4) ввести в практику работы с родителями, находящимися в разводе и конфликтующими по вопросу порядка встреч с ребенком, организацию таких встреч на территории учреждений социального обслуживания с привлечением психолога учреждения.

2. Министерству физической культуры, спорта и молодёжной политики в целях повышения эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и преступлений в отношении несовершеннолетних предпринять меры по открытию дополнительных групп дневного пребывания на базе учреждений дополнительного образования.

3. Уральскому федеральному университету (кафедре социальной безопасности):

1) разработать на базе имеющихся программ - программу для курсов повышения квалификации специалистов, работающих в сфере безопасности детства.

2) разработать модели социальной медиации в досудебном урегулировании вопросов, связанных с воспитанием детей.

IV. Роль институтов гражданского общества и семьи в повышении эффективности и стабильности системы управления социальными рисками безопасности детства

1. Признать необходимым участие институтов гражданского общества в процедуре изъятия ребенка из семьи, в анализе степени социального неблагополучия семьи с детьми и эффективности оказания им помощи со стороны органов здравоохранения, образования, правоохранительных органов

2. Принять меры по расширению участия НКО в системе управления рисками за счет социального заказа.

3. Максимально учесть потенциал религиозных организации в возможности формирования базовых ценностей путем сотрудничества в организации досуга, в реализации проектов дополнительного образования, в семейном воспитании, в работе с детьми в районах, в реабилитации пострадавших от деятельности сект.

4. Вовлекать представителей общественных организаций в процесс анализа степени неблагополучия семей с детьми, в решении вопросов семейного устройства детей, проблем реабилитации детей, пострадавших от преступлений.

Участники семинаров-совещаний выражают единодушное мнение о том, что прошедшие мероприятия были полезными и актуальными в свете стоящих задач по реализации государственной политики в сфере детствосбережения.

Участники семинаров-совещаний призывают Правительство Свердловской области, заинтересованные областные ведомства, органы местного самоуправления содействовать реализации тех предложений, которые будут способствовать совершенствованию системы управления рисками социальной безопасности детства.

По решению участников форума, настоящая резолюция направляется для публикации в профильные печатные и электронные СМИ, а также в заинтересованные органы государственной и муниципальной власти.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Внимание!

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com