31.01.2014 версия для печати

В школах планируется развивать специальные миротворческие службы

2014.01.30 Российская газета. Владислав Куликов

В школах активно создаются особые миротворческие команды, помогающие уживаться вместе отличникам и хулиганам. В них записывают не только взрослых специалистов, но и самих школьников. Пусть дети с малых лет привыкают к тому, что практически все проблемы можно решить спокойным голосом.

Недавно Минобрнауки России направило в школы рекомендации по развитию служб школьной медиации, которые как раз и помогают людям ладить друг с другом, независимо от возраста. Медиатор, если говорить простым языком, - это специалист по примирительным процедурам. Тот самый третий, который в ссоре оказывается не лишним. В школе для таких людей работы - непочатый край. Школьные годы, конечно, всегда прекрасны, когда становятся памятью. Но прежде их надо пережить.

Трудно там приходится практически всем, правда, по разным причинам. Для ботаников школа часто становится адом из-за хулиганов: школьная дедовщина подчас страшнее армейской. Хулиганам же в школе тяжело из-за учебы. Без привычки трудно напрягать голову. Это раздражает, поневоле потом хочется покурить и потрясти мелочь из малышни в туалете - в качестве какой-то разрядки. Еще конфликтуют родители с учителями и между собой. Да и учителя тоже порой находят повод для доброй ссоры. В итоге скучать в школе не приходится. Как результат, из нее выходят люди, готовые застрелить ближнего, скажем, из-за места на парковке. Других способов решить конфликтную ситуацию они не знают, этому в школе раньше не учили.

"Служба школьной медиации - это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода", говорится в документе Минобрнауки. В рамках этих служб должны формироваться так называемые группы равных - группы детей, обученных процедуре медиации и медиативному подходу, и выполняющие роль миротворцев в конфликтах между сверстниками, а также младшими и старшими школьниками.

Многие считают, что если хулиган регулярно цепляется к ботанику или какому-нибудь младшекласснику, тому ничего поделать нельзя, пока кулаки не наросли. Или, что бывает скорее, хулиган сам не покинет школу. Однако проблема еще и в том, что школьные жертвы часто не знают, как правильно выбрать модель поведения в данной ситуации. В конце концов хулиганы цепляются не к каждому отличнику и не каждому младшекласснику. Найти причины и подсказать правильное поведение способна медиация. А подсказать, что делать, а то и помирить с недругом, поможет свой брат-школяр из параллельного класса. И это тоже важно. Все-таки взрослые - это взрослые, они порой воспринимаются детьми как представители чуждого мира, насаждающие свои далекие от реальной жизни правила.

Формирование "групп равных" предусматривается из школьников по двум возрастным группам: 5-8-е классы и 9-11-е классы. Но взрослые, естественно, тоже не будут оставаться в стороне. В службу войдут специалисты, в том числе родители, прошедшие обучение. Кстати, для родителей, проявивших интерес к работе службы школьной медиации, планируется проводить семинары-тренинги. Чтобы найти общий язык с ребенком, наверное, третий не обязателен, однако знать некоторые секреты правильного поведения папе с мамой будет нелишним. Методики для школьной медиации, как и в целом для примирительных процедур, разрабатывает недавно созданный Федеральный институт медиации. Возглавила его президент центра медиации и права Цисана Шамликашвили. По словам руководителей института, медиация - это новая отрасль для нашей страны, поэтому сейчас возникает много вопросов, проявляется немало белых пятен и уязвимых мест. "Поэтому работа по развитию медиации должна проводиться системно", - говорят представители института.

Минобрнауки планирует использовать службы медиации и медиативный подход в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, также для профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних.

 

Предлагаем всем руководителям воспитательных и образовательных учреждений и организаций, а также другим заинтересованным людям ознакомиться с рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. N ВК-54/07вн) (скачать)

 

комментарии 

 
#1 Коновалов Антон 29.04.2014 21:18

Сайт поддержки школьных служб примирения: тексты, фильмы, книги, документы.
www.школьные-службы-примирения.рф
Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел