Очередной точкой раздора стал греческий вопрос. В 1820-1821 гг. началось восстание в Греции. Турция ответила массовым террором против мирного населения. Так, в Кандии на Крите янычары убили митрополита и пять епископов прямо в алтаре кафедрального собора. Султан Махмуд лично приказал повесить константинопольского патриарха Григория (его подозревали в связях с повстанцами) на воротах собственного дворца. Казнили и трёх митрополитов. За то, что греческие корсары захватили турецкое судно у острова Хиос, османы перебили или продали в рабство всё христианское население острова (около 100 тыс. человек). Это были только эпизоды кровавой бойни. Справедливости ради надо помнить, что и греческие повстанцы с османами не церемонились.
![]() |
Александр Павлович на фоне Камероновой галереи. Джордж Доу |
Греческая революция затронула экономические и стратегические интересы Российской империи. После войны 1812 года начался бурный экономический рост Южной России. В 1817 году Одесса стала порто-франко, вроде нынешней свободной экономической зоны. Город превращается в крупный международный торговый центр. В порт ежегодно прибывало по 500-600 торговых судов. Значительная часть торговых судов, которые посещали Одессу, Таганрог, Мариуполь и другие русские порты, принадлежала грекам. Большая часть греков были подданными Турции, часть – России. Теперь же торговля была нарушена. Турецкие каперы захватывали и грабили торговые суда, не разбирая, какое подданство имели их хозяева.
Из-за войны в Греции и нехватки хлеба в столице султан Махмуд наложил эмбарго на провоз зерна и ряда иных товаров через проливы. У нарушителей хлеб и другие товары изымали и продавали в Стамбуле по твёрдым ценам. Русский посланник в Константинополе Строганов неоднократно заявлял протесты Порте по поводу нарушения прав русских подданных и торговых интересов России. В июле 1821 года русское посольство в знак протеста покинуло турецкую столицу.
![]() |
Прибытие Лорда Байрона в Грецию. Картина Т. Вризакиса, 1861 г. |
Александр I упускает отличный шанс
Война с Турцией отвечала военно-стратегическим, национальным интересам России. Повод был отличный. Можно было использовать благоприятную ситуацию, когда Турция была связана борьбой с греческими повстанцами. А Русская армия была самой сильной в Европе – Россию тогда называли «жандармом Европы». Франция после «кровопускания» в войнах Наполеона выступить против России не могла. Англия не имела серьёзных возможностей на суше и предпочитала стравливать между собой народы и страны. Пруссия и Австрия формально были нашими союзниками по Священному союзу. Очевидно, что Вене и Берлину не нравилось усиление России за счёт Порты. Однако ничего серьёзного пруссаки и австрийцы предпринять не могли.
Таким образом, Россия могла решить в свою пользу ситуацию на Дунае, на Балканах в целом, в проливной зоне и на Кавказе. В России образованное общество (дворяне, купечество, духовенство и интеллигенция) поддерживало борьбу греческих патриотов.
Однако русский император Александр I в очередной раз проигнорировал национальные интересы. Он придерживался принципа легитимизма – законные династии должны были сохранить свои территории. То есть с точки зрения национальных, стратегических интересов России – нам было выгодно разрушение Османской империи, её раздел, при котором мы получали Босфор и Дарданеллы, контроль над христианскими и славянскими народами Балкан, восстанавливали под своим руководством историческую Грузию и Армению. А легитимизм был выгоден нашим западным «партнерам» – Австрии, Англии и Франции, которые не имели наших возможностей в этих регионах, но хотели остановить движение Русской империи на юг и юго-запад.
Священный союз – консервативный союз России, Пруссии и Австрии, созданный с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815 г.) международного порядка, только мешал России, сдерживал её. В результате царь Александр Павлович с подачи хитроумного австрийского канцлера Меттерниха, который приложил массу трудов, чтобы ослабить Россию, отказался поддержать Грецию.
Как писал современник, князь Пётр Долгоруков:
«Грекам отказано было во всякой поддержке по той будто бы причине, что они нарушили обязанность подданных, восстав против своего законного (!) государя, султана турецкого!!! Христиане преданы были в жертву оттоманам, и русский царь поступил, как мог только поступить шах персидский или какой-нибудь другой поклонник Магомета». |
Так Петербург упустил возможность добиться независимости Греции и получить прорусское Греческое государство на Балканском полуострове. С нашими военными базами. Русские и греки вместе могли возродить Царьград-Константинополь. В это время многие греки тянулись к России, видели в ней Третий Рим – защитницу православия, христиан от оманских угнетателей. Греки становились русскими подданными, изучали русский язык и культуру. То есть имелся серьёзный потенциал для русско-греческого союза.
Кончилось это тем, что Греция в итоге получила независимость, но с подачи западных держав. Затем Греция стала дрейфовать в сторону Запада, сохраняя традиционные симпатии простого народа к русским, России.
В итоге сейчас Греция – член блока НАТО, поддерживает и вооружает украинский нацистский режим против Русского мира. Вот так «византийщина» и «хитрые планы» вредят Русской державе и русскому народу.
Автор: Самсонов Александр