Главная → Пресс-центр → Новости
14.07.2014 версия для печати

Ещё раз о труде и школьной учёбе

В редакционной статье «Разве учёба – это не труд?» в ответ на реплику одного из участников дискуссии в студии телеканала «Екатеринбург ТВ» – мол, «педагоги выполняют трудовые функции, а дети – всего лишь учатся» – поднимался вопрос, что такое учёба школьников.

Поскольку авторитетные участники телевизионной дискуссии согласились с тем, что учёба детей трудом для них не является, мы решили выяснить – а что считают по этому поводу основоположники и ведущие авторитеты педагогической науки? Может мы в предыдущей статье всё-таки ошиблись, и учёба – это всего лишь учёба?

Приступив к изучению этого вопроса, мы ознакомились с книгой современного российского ученого-педагога Михаила Владимировича Телегина «Апологетика традиционного обучения», в которой есть раздел 1.4.7., который так прямо и называется «Учёба – это труд».

В этом разделе книги М.В. Телегин утверждает и доказывает, что «учёба – серьёзный, тяжёлый, признаваемый обществом (социально значимый) труд». При этом он ссылается на мнение выдающегося чешского ученого, педагога и писателя Яна А. Коменского, жившего ещё в XVII веке. Этот знаменитый чех справедливо считается во всем мире основоположником педагогической науки. В своих трудах Ян Коменский утверждает, что «школа есть не что иное, как рабочая мастерская», «очаг серьёзного дела».

Процитируем еще ряд абзацев из книги М.В. Телегина:

Учёба – это труд! Учебный труд – целенаправленная активность по приобретению знаний, присвоению культуры, совершенствованию человека. Исполнение учебного труда требует особых "трудовых навыков", приносит свой вполне осязаемый результат. Учебный труд требует терпения, усидчивости, настойчивости. В учебном труде мы "затачиваем" собственную натуру о сложное, непонятное до поры знание, преодолеваем сопротивление неведомого. Знания берутся приступом, сверхмобилизацией, концентрацией, отречением от "радостей жизни", жертвой. «Годы напряжённой учёбы». «Семь потов сошло…»
Учёба – испытание, борьба, закалка характера, воли. И никуда не деться от "монотонных моментов". Только в преодолении трудностей складывается личность. Становясь тружеником, ученик обретает гордость и новую, доселе неведомую радость – в труде достигать результата, подчинять себе самому свою судьбу, жизнь, познавать мир. Труд вознаграждает нас чувством человеческого достоинства, "собственной значимости" (Н.С. Пряжников), "сопричастности" общему делу, совокупному труду человечества. Трудом добывший знания, трудом сотворивший себя молодой человек в той или иной форме проходит обряд инициации (посвящения), трудом и преодолением открывает дверь во взрослую жизнь.
«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойною, ни счастливою» (К.Д. Ушинский) [Цит. по: Умное слово, 1966, с. 330].

Справка:

Подласый Иван Павлович – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой философии образования Черкасского института последипломного образования. Ведущий специалист по теории и истории педагогики на постсоветском пространстве. Автор учебного пособия для вузов «Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов».
Пряжников Николай Сергеевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогическая психология» на факультете «Психология образования» МГППУ.
Ушинский Константин Дмитриевич (1823-1871) – русский педагог, основоположник научной педагогики в России.

Получается, что известные авторитеты в педагогической науке всё-таки считают, что школьная учёба является для детей серьёзным трудом!!!

А как тогда относиться к этому?

И пусть у нас отличников немного, но то, что 8-10% из них впадают в депрессию из-за запредельных нагрузок, как и то, что дети «сами регулируют свою нагрузку», не должно не тревожить руководство органов российского образования.

Между тем, в этом вопросе не всё так безобидно, как кажется. Запредельная нагрузка для одних учеников и игнорирование (регулирование нагрузки!?) части учебных заданий и предметов другими учениками – это провоцирует возникновение определенных социальных рисков, а стало быть несет угрозу социальной безопасности обществу и имеет отдаленные негативные последствия для государства.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Статистика

Ненудные советы

Перейти в раздел

Родителям о детях

В этом разделе мы будем делиться с вами опытом родителей в непростом деле воспитания своих детей

Перейти в раздел

Developed by JoomVision.com